21. Большой террор 30-х гг. ХХ века в СССР и утверждение тоталитаризма.
Тоталитарный режим — политический строй, для которого характерно установление контроля государства над всеми сферами общественной жизни, насилие, отсутствие демократических свобод и прав личности. Власть в обществе сосредоточена в руках одной партии при отсутствии политической оппозиции (однопартийная система). Господство партии, ее диктатура, основывается на военно-политическом терроре и духовном порабощении населения. Тоталитарный режим опирается на огосударствленную экономику и поддержку партийно-государственного чиновничества — так называемой номенклатуры.
В Советском Союзе становление тоталитарного режима происходило постепенно. Оно началось в 1920— 1930-е гг. и завершилось в основном к концу 1930-х гг.
Причины длительного существования тоталитарного режима в СССР, власть партийной номенклатуры:
создание мощного репрессивно-карательного аппарата; наличие гигантской государственной собственности;
слабость демократических традиций и отсутствие в России гражданского общества до Октября 1917 г.;
традиции крайнего радикализма, оправдание насилия, многолетний опыт политического террора готовили массы к пассивному восприятию тоталитаризма в стране; длительная пропаганда классового подхода, вовлечение всего населения в идеологические организации, формирование «образа врага»; воспитание у людей, прежде всего у молодежи, слепой веры в коммунистический идеал, преданности Сталину — «вождю партии и всего советского народа», нетерпимости к иной идеологии и иному образу мысли и жизни, готовности не размышляя повиноваться воле партии, беспощадности к «врагам народа»; страх перед репрессиями, ужас перед ГУЛАГом сковывали сопротивление режиму.
Отношение населения к тоталитарному режиму было неоднозначным. Подавляющее большинство рабочих, новой интеллигенции и крестьянской бедноты поддержало лозунги скорейшего строительства социалистического общества (общества трудящихся, общества равенства и социальной справедливости), надеясь на избавление от эксплуатации и нищеты, на лучшую жизнь, богатую и счастливую. Эта часть населения с энтузиазмом откликалась на призывы партии (« Пятилетку — в четыре года!», «Даешь Днепрогэс» и самоотверженно трудилась (массовое ударничество и т. п.). Она верила в светлое будущее и стремилась всеми силами его приблизить, воспринимая тяжелые условия труда и жизни как неизбежные, но временные трудности.
Свертывание нэпа и переход к сплошной коллективизации вызвали недовольство значительной массы крестьян, которые не хотели лишаться собственности и индивидуального хозяйства. Сильны были оппозиционные настроения и среди не эмигрировавших в годы Гражданской войны выходцев из дворянства, буржуазии и старой интеллигенции, служителей церкви. Но их оппозиция советскому режиму носила пассивный характер.
К концу 1930-х гг, в связи с усилением массовых репрессий, административного и идейного давления росло число недовольных советской властью уже и среди нового поколения рабочих, колхозников, служащих, деятелей науки и культуры, военных и т. д.
В СССР в 1930-е гг. энтузиазм и самоотверженность в труде, поддержка внутренней и внешней политики партии значительной частью трудящихся переплетались с открытым недовольством крестьян и скрытой оппозицией части населения.
Культ личности Сталина — авторитарный режим, основанный на политическом бесправии и беззащитности абсолютного большинства населения, подчиненного воле вождя и верхушки партийного руководства.
Формирование к концу 1930-х гг. в СССР тоталитарного режима означало не только утверждение в стране бесправия и беззакония, но и создание механизма экономического, политического, социального, духовного, т. е. тотального давления на человека, его безоговорочное подчинение режиму.
Повседневная жизнь человека в условиях культа личности была ограничена многими запретами, в том числе «внутренним цензором», «контролером» в самом человеке.
Законодательно закрепленные ограничения:
паспортный режим для всех, отсутствие паспортов у огромной массы колхозников — ограничение свободы передвижения;
прописка и запрет проживания без нее в городах и поселках, невозможность купить жилье — ограничение права выбора места жительства;
трудовая книжка и невозможность уволиться без особых причин — ограничение выбора и смены места работы;
необходимость партийных, профсоюзных общественных рекомендаций как для продвижения по работе, так и в качестве свидетельства «благонадежности».
Тяжелые условия труда и весьма скромные — быта:
высокие нормы выработки, особенно повысившиеся в конце 1930-х гг., частые авралы, жесткая производственная дисциплина с административным (в конце 30-х гг. — с судебным) наказанием за прогулы, опоздания и другие нарушения; большой удельный вес ручного или слабомеханизированного труда, недостаточная охрана труда; низкая заработная плата; сохранение карточной системы до начала 1930-х гг.; большинство населения проживало в коммунальных квартирах;
... № 10. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10. Зверев В.В. Капитализм и пореформенное развитие русской деревни (70-е – начало 90-х гг. XIX в.) // Отечественная история. 1998. № 1. Край наш – Ставрополье (Очерки истории края). Ставрополь, 1999, гл. VI, VII. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Гл. 2, разд. 13, гл. 7, разд. 12. //Полн. собр. ...
... учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции. В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его ...
... могла смириться с наличием деидеологизированных попутчиков, и логической развязкой ситуации явилось директивное прекращение в 1929 г. деятельности Кружка по общим вопросам техники. С его закрытием завершился первый этап становления отечественной истории техники (конец XIX в. — 1929 г.). Окончилась эпоха свободных научных и организационных исканий. Наступало время жестких идейно-политических реалий ...
... - Дюперрон, которого считают первым спортивным журналистом-международником [9, с. 169]. Необходимо отметить, что научных исследований об историко-гуманистическом потенциале физической культуры (с учетом трудностей в экономике и политике) и на 1-м, и на 2-м этапах развития ИФКиС как учебной дисциплины не было. После русско-шведской выставки в 1909 году под девизом "Здоровый дух в здоровом теле" в ...
0 комментариев