59 щего", "настоящего" и "прошлого" по методике Мак-Таггарта.
Таким образом, понимание пространства и времени возможно лишь с позиций обоснованных всем развитием науки методологических ориентиров, к числу которых в первую очередь относятся положения, утверждающие, что пространство и время
а) объективны;
в) неразрывно связаны между собой и с движением материи, причем определяющей стороной в рамках этой связи является движение;
с) обладают структурой, включающей единство абсолютного и относительного, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.
В связи с этими положениями выделим два обстоятельства.
Во-первых, методология не есть нечто, существующее наряду с "позитивным" научным знанием, не есть механическая сумма результатов, выводов научного познания. В диалектико-материалистическом понимании методология - это система наиболее общих принципов, являющаяся, с одной стороны, итогом, следствием, продуктом развития науки и, в силу этого, его необходимой предпосылкой (ориентиром, регулятивом)
- с другой: наука представляет собой органическую систему.
Во-вторых, познание пространственно-временных свойств движущейся материи может основываться лишь на всем комплексе указанных методологических принципов. Ключевым в их системе, подчеркнем, является тезис "движение есть сущность времени и пространства". Указание на объективность пространства и времени, например, взятое как единст- венный методологический принцип, само по себе недостаточно: объективность ведь можно трактовать и метафизически...
4.5. Концепция множественности нефизических форм пространства и времени.
Эта концепция оживленно обсуждается сегодня в научной литературе. Ее сторонники полагают, что наряду с "физическими" пространством и временем существуют качественно отличные от них химическое, геологическое, географическое, биологическое, социальное и многие другие пространство и время. Тезис "движение есть сущность времени и пространства" интерпретируется ими в том смысле, что всякой специфической форме движения материи соответствуют специфические (порождаемые ею) пространство и время. И в учебнике выделяются специфические формы пространства и времени, соответствующие основным сферам материального мира (неживая природа, жизнь, общество).
Но пока сторонникам этой идеи не удалось убедительно показать, в чем же состоит качественное отличие "нефизических" пространства и
.44
60
времени от "физических"108. Это представляется нам симптоматичным,
ибо значительные сомнения вызывают как некоторые исходные посылки
обсуждаемой концепции, так и ряд вытекающих из нее выводов. Ее сторонники ссылаются на реляционное понимание пространства и времени и на выявленное современной физикой своеобразие пространственно-временных отношений в субмикро-, микро-, макро- и мегамире (см. 4.3).
Однако таких ссылок в данном случае недостаточно. Дело, в частности, в том, что протяженность - это свойство материальных объектов, порождаемое определенным характером взаимодействия (единством отталкивания и притяжения как непосредственных действий), присущим образующим эти объекты элементам (см. с. 42, 47). Сегодня науке известны четыре типа качественно своеобразных непосредственных действия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное), обуславливающих специфичность пространственно-временных отношений в областях (масштабах) своего доминирования (см. с. 56). В этой связи возникает по сути риторический вопрос: существуют ли непосредственно химические, геологические, географические, биологические, социальные (и прочие) притяжение и отталкивание, отличающиеся от электромагнитных и обуславливающие специфичность протяженности "нефизических" пространств? Подойдем под этим углом зрения к положению учебника о том, что объективно-реально существуют качественно различные, несводимые к "природному" и друг к другу, биологическое и социальное пространство-время109 и конкретизируем наш простой вопрос: существуют ли непосредственно биологические и социальные притяжение и отталкивание, отличающиеся от "природных"? Ответ очевиден.
Здесь важно учитывать, что мера непосредственного действия - это энергия. "Ею,- справедливо отмечал И.В.Кузнецов,- характеризуется один из основных аспектов интенсивности всех видов физического взаимодействия... Сами же по себе высшие формы движения не обладают никакой особой формой энергии, кроме энергии, присущей входящим в них элементарным физическим движениям, их совокупным связям... Если, например, говорят о "химической энергии" или "биологической энергии", то это - не более, чем метафорическое выражение"110.
Важно и то, что изучаемые физикой фундаментальные взаимодействия
1.0
имеют конечную скорость распространения, что очень существенно для
108 См. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени? // Вопросы философии. 1988. N 1.
109 Об ошибочности трактовки учебником понятия "пространство-время" уже говорилось - см. с. 50-51.
110 Кузнецов И.В. Специфические черты физических форм движения ма-
терии. В кн. "Пространство, время, движение". М., 1971. С. 368.
.49
61 понимания природы пространства и времени (см. с. 42). В этой связи еще риторический вопрос сторонникам рассматриваемой концепции: существуют ли непосредственно химические, геологические, географические, биологические, социальные (и прочие) взаимодействия, имеющие специфически "нефизическую" предельную скорость распространения?
Таким образом, не каждой качественно своеобразной форме движения материи должны соответствовать специфические пространство и время. Для понимания данного вопроса необходимо различение понятий "движение", "взаимодействие", "изменение"111. Анализ аргументации сторонников обсуждаемой концепции показывает, что их выводы об объективном существовании "нефизических" форм пространства и времени "основаны на смешении онтологического и гносеологического аспектов проблемы и отождествлении пространства и времени как форм бытия движущейся материи с движением материи", а "переход от специфики пространственно-временных отношений соответствующих материальных процессов к специфическим "формам" пространства и времени в рамках их онтологического рассмотрения некорректен и делает невозможным научное понимание проблемы развития и прежде всего именно пространственно-временных аспектов последнего"112. С этим согласны не все исследователи113, но убедительных возражений на отстаиваемую нами точку зрения ими пока не найдено114. Наша оценка рассматриваемой концепции, подчеркнем, вовсе не означает того, что понятие "социальное время", например, не заслуживает исследования как объект теории, важнейший элемент духовной культуры.
Обоснование тезиса об объективном существовании качественно своеобразного биологического пространства в учебнике по сути сводится к повторению частью не относящихся к существу дела, частью ошибочных суждений В.И.Вернадского, придававшего большое значение "неравенству правизны и левизны" в биосфере (что, по его мнению, отличает ее от "косной" материи неживой природы). "В.И.Вернадский,- чита-
1.0
ем в учебнике,- отмечая эту особенность пространственной организа-
111 См. Терентьев В.В. К вопросу об основаниях концепции множест-
венности нефизических форм пространства и времени. В кн. "Философия, наука, личность". М., 1992. С. 37-38.
112 См. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Указ. соч. С. 84.
113 См. Шинкурук В.И. К вопросу о философских взглядах В.И.Вернадского (по поводу статьи Р.А.Аронова и В.В.Терентьева "Существуют ли нефизические формы пространства и времени?" // Вопросы философии. 1988. N 7.
114 См. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Об основаниях концепции нефизических форм пространства и времени. В кн. "Диалектический материализм и философские вопросы естествознания". М., 1991.
.5
62
ции живого, подчеркивал принципиально неэвклидовый характер пространственной асимметрии, свойственный живым организмам. Для трехмерного эвклидова пространства макромира, в которое вписывается живой организм, правое и левое тождественны (?? - В.Т.). Отсутствие этой тождественности, резкое проявление левизны в организации живого Вернадский оценивал как свидетельство особенностей биологического пространства115. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как сложную композицию различных неэвклидовых пространств организмов и локальных эвклидовых пространств неорганических объектов, с которыми взаимодействуют эти организмы". Однако концепция В.И.Вернадского не может служить основой современного понимания пространства (и времени)116. Неубедительны и доводы учебника в пользу тезиса об объективном существовании качественно своеобразного биологического времени.
Не имеют достаточного обоснования и развиваемые в учебнике идеи о существовании наряду с "природными" и "биологическими" социальных пространства и времени. Социальное пространство, оказывается, "обладает особым человеческим смыслом", включает и "зоны плодоносных земель", и "пространственную сферу обращения капитала", и многое другое... А "социально-историческое время течет неравномерно", что соответствует ускорению темпов социального развития. "Причем само ускорение социально-исторического времени,- читаем в учебнике,- происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение и своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития". Так что же все-таки "ускоряется"? Деятельность людей или "социально-историческое" время? Вывод (хотя он и не делается в учебнике) напрашивается простой: различия в деятельности человека (которая сама по себе, получается, одинакова при любых условиях) - первобытного или современного, обывателя или революционера
- определяются тем, что время течет по-разному... В таких представлениях, как нетрудно понять, содержится смешение онтологического и
1.0
гносеологического, отождествление времени с движением материи.
115 См. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1968.
С. 270-271.
116 См. Аронов Р.А., Терентьев В.В. К истокам концепции нефизичес-
ких форм пространства и времени. В кн. "Диалектический материализм и философские вопросы естествознания". М., 1986.
.47
63
... материальном. Во всем мироздании нет ничего более элементарного и вообще ничего иного, чем это стремление и его разновидности. Таким образом, совершенно ясно, что воля к власти – это основное понятие в философии Ницше, понятие, с помощью которого всё должно быть истолковано и к которому, в конце концов все должно быть сведено. Это метафизическое или, лучше сказать, онтологическое понятие, ...
... современная эстетика создает не только новую окружающую среду, но и новые символы культуры, которые несут закодированную информацию зрителям и слушателям. Современная философия выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну - проблему выживания человечества, неразрывно связанную с новым решением вечного ...
... : 1) онтологическую, 2)антропологическую (жизневоззренческую), 3) аксиологическую, 4) гносеологическую и 5) праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета ...
... . Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа». Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую. Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, ...
0 комментариев