Результаты исследования физического развития и двигательной активности детей, страдающих церебральным параличом в форме «двойная гемиплегия»

Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича
Развитие координационных способностей ребенка-инвалида в условиях водной среды Дидактические модели двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды Критерии оценки активности ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в условиях водной среды Основные признаки соответствия двигательных действий ребенка-инвалида в условиях водной среды средствам и методам начального обучения плаванию Некоторые технологии гидрореабилитации Мониторинг сердечного ритма с использованием компьютерного комплекса Двигательные действия в водной среде ребенка с тяжелой формой церебрального паралича Характер двигательных действий детей-инвалидов на первых занятиях по начальному обучению плаванию Основные средства повышения двигательной активности в условиях водной среды ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича Технология индивидуального обучения плаванию детей с тяжелыми последствиями церебрального паралича Общая характеристика двигательных действий в водной среде детей с формой церебрального паралича «двойная гемиплегия» Общая характеристика двигательных действий в водной среде детей с формой церебрального паралича «спастическая диплегия» Общая характеристика двигательных действий в водной среде детей, страдающих церебральным параличом в «гемипаретической» форме Общая характеристика двигательных* действий в водной среде детей, страдающих церебральным параличом в «гиперкинетической» форме Обеспечить непрерывный контактный и визуальный контроль Результаты исследования физического развития и двигательной активности детей, страдающих церебральным параличом в форме «двойная гемиплегия» Критерии оценки физического развития ребенка-инвалида
213592
знака
7
таблиц
0
изображений

4.7 Результаты исследования физического развития и двигательной активности детей, страдающих церебральным параличом в форме «двойная гемиплегия»

Показатели физического развития 29 детей, страдающих церебральным параличом форме «двойная гемиплегия», прошедших за семилетний срок наших исследований двухгодичный курс начального обучения плаванию, зафиксированные на первом занятии, распределились по возрастным группам следующим образом (табл. 12).

Анализ исходного физического развития и подготовленности в начале занятий выявил достоверные различия по возрастам (р>0,05) соответствующих групп учеников (табл. 13).

Сравнение полученных нами данных у детей с церебральным параличом проведенное по отношению к нормальным возрастным нормативам (по табличным значениям А.М. Запруднова, К.И. Григорьева, 1997), выявляет с большой достоверностью характер существенной задержки развития по всем антропометрическим показателям.

Так, дети в возрасте 1,5–2 года имели развитие на уровне 6 – 12-месячного ребенка. Наиболее отстающий мальчик Е. в возрасте 2 года имел развитие 5-месячного ребенка и в начале первых 3 занятий в воде ванны находился в неподвижной позе «солдата», был эмоционально безмолвным. По мнению специалиста – невропатолога, он находился в постоянной эпилептической готовности и судорожном состоянии конечностей. Спустя 10 занятий в воде ребенок улыбался тренеру, выполнял активные двигательные действия ногами и руками как в воде, так и на суше.

Другой ребенок в возрасте 4 года был единственным представителем данной возрастной группы, характеризовался параличом рук и ног, но, стоя с посторонней поддержкой за две руки, мог сохранять вертикальное положение. По показателям роста отставал от нормального развития на два года, по весу – на один год, по окружности грудной клетки находился, согласно табличным нормативам, фактически на уровне своего возрастного развития.

Отставания в группе детей в возрасте 7–9 лет составили более чем на 4 года по росту и на 2 года по весу.

Группа детей в возрасте 10–12 лет отличалась задержкой в развитии роста, веса и окружности грудной клетки на 1,5-2 года.

Все дети имели задержку в умственном и психическом развитии: на первых двух занятиях в воде были трудно управляемы тренером, нуждались в постоянной поддержке и удержании на поверхности воды. По двигательной активности, за исключением выше приведенного ученика Е., отличались непредсказуемыми и спонтанно выполняемыми движениями, требующими постоянного напряжения внимания, предвидения и предупреждения особо опасных и опасных критических ситуаций, связанных с угрозой для жизни ребенка.

Все ученики не могли самостоятельно держаться на воде, т.е. не умели плавать.

Вышеприведенная характеристика отражала тяжелое состояние физического развития и подготовленности детей на первых занятиях.

Эти и многие другие проблемы, возникавшие на занятиях с детьми-инвалидами, требовали подчас мгновенного, жизненно необходимого решения тренера.

Авторские эксперименты и результаты наблюдений за помощниками показали, что деятельность тренера по организации безопасного и эффективного проведения занятий по плаванию всегда выходила за рамки собственно методики обучения плаванию, трансформировалась в технологию индивидуального обучения, включающую в себя и обучение ребенка в условиях прохождения служб и помещений плавательного бассейна, и его обучение непосредственно в водной среде.

Так решались проблемы с детьми и их родителями: снималось напряженное состояние родителей тяжело больных детей, рассеивалось их большое сомнение, что с ребенком будут заниматься индивидуально, что занятия в воде будут продолжаться систематически и тренер не откажется от их «неуправляемого» ребенка, найдется ли педагогический контакт ребенка с тренером в условиях водной среды и как будет обеспечена безопасность занятий в воде, как ребенок подготовится к погружению в воду, как пройдет душевую установку, туалет.

В конце второго года обучения выделенный нами для получения расчетных характеристик общий состав группы детей остался без изменений (29 детей). Однако все дети, естественно, выросли, а некоторые из них перешли в другую возрастную группу (табл. 14).

Таблица 13. Уровень отклонения в состоянии физического развития учеников с двойной гемиплегией в начале занятий (М±т)

Показатели Возрастные группы, лет-
Норматив (КЧ) оценочных стандартных таблиц (по А.М. Запруднов, К.И. Григорьев, 1997)
1,5–3 N 4–6 N 7–9 N 10–12 N
11=8 П=1 п=8 п=! 2
Рост, см 71,2±8,2 71,0 12 мес 83,5 83,0 2 года 89,7+10,1 89,6 3 года 118+22,3 118,8 8 лет
Вес, кг 8,9±0,9 8,6 12 мес 13,9 16,0 3 года 15,2+3,5 15,7 5 лет 24,8±4,1 24,0 10 лет
ОКГ, см 45+2,3 45,0 6 мес 52,4 55,5

4

года

56,2±4,3 57,0 6 лет 59,9+3,1 60,0

8

лет

Таблица 14. Распределение по возрастным группам учеников – участников экспериментов после 2-летнего курса начального обучения плаванию

Место занятий Возраст учеников Всего
1.5–3 4–6 7–9 10–12
СПбГАФК им. П.Ф. - - 2 7 9
Лесгафта
Дом ребенка 4 - - - 4
Ясли – сад - - 1 - 1
ЦМСЧ №122 4 - 5 3 12
«Атлантида» - - 1 2 3
Всего 8 - 9 12 29

Анализ темпа прироста показателей физического развития выявил следующие среднегрупповые изменения (табл. 15).

У детей в возрасте 1,5–3 года достоверно увеличились (р<0,001) показатели длины тела и фактически на третьем году достигли возрастной нормы развития ребенка, величина прироста составила 21,2%.

Средние показатели роста детей в возрастной группе 7–9 лет достоверно (р<0,001) увеличились на 24,2%.

В возрастной группе 10–12 лет – увеличение показателей роста составило 17,7% от исходного (р<0,001).

Отмечалось достоверное (р<0,001) увеличение средних показателей веса тела у детей в возрастной группе: 1,5–3 года - 53,6%; 7–9 лет – 35,5%; 10–12 лет - 43,8%.

Для анализа изменений антропометрических показателей поперечных размеров тела, ориентировочной оценки развития грудной клетки ребенка, мышечного слоя и подкожной основы на груди, важной для характеристики не только развития функции внешнего дыхания, но гидромеханического и температурного воздействия водной среды на организм, использовалась расчетная формула, рекомендуемая А.М. Запрудновым, К.И. Григорьевым (1997, С. 27). Выявлено достоверное (р<0,001) увеличение средних показателей окружности грудной клетки в возрастной группе: 1,5–3 года – 35,1%; 7–9 лет – 29,8%; 10–12 лет – 24,2%.

Изучая развитие детского организма в выделенных группах, отмечаем, несоответствие параметров длины тела, веса и окружности грудной клетки критериям, отражающим биологический возраст в начале проведения экспериментальной работы. В результате проведения двухлетнего курса взаимодействий ребенка с водной средой путем начального обучения плаванию и повышения уровня двигательной активности в воде отмечается тенденция, заключающаяся в том, что организация занятий в водной среде существенно повышает темпы развития органов и систем организма. Выявленная тенденция соответствует и подтверждает широко распространенное мнение об оздоровительном влиянии факторов воздействия водной среды на организм человека (Раймонд – Дюбуа 1904; З.П. Фирсов, 1978; В.Г. Гайцхоки, 1996).

Анализ оценки умений детей, страдающих тяжелой формой церебрального паралича в форме двойной гемиплегии, от исходного первого занятия и после двухлетнего курса гидрореабилитации и обучения плаванию показал достоверное (р<0,001) повышение показателей двигательной активности в каждой возрастной группе (табл. 16).

Показанные в таблице 16 результаты оценки умений выполнять двигательные действия свидетельствуют о высокой эффективности занятий в условиях водной среды для повышения уровня двигательной активности ребенка-инвалида с тяжелыми формами детского церебрального паралича. Из них выделим основные умения.

Так, в результате сравнительного анализа исходных и заключительных показателей нами было установлено выполнение захватов кистью во всех возрастных группах: пальца тренера – в группе 1,5–3 года: доски для плавания – в других группах. Данный показатель «захват» является жизненно необходимым в условиях пребывания ребенка в воде, поскольку неумение его выполнить, например, по причине сильного спастического состояния мышц кисти может являться причиной погружения ребенка под воду и создания особо опасной ситуации с угрозой для жизни.

Столь же важны умения выполнять движения в локтевом и плечевом суставах. Данное умение связано с возможность удержания головы у поверхности воды и ее подъема или поворота в сторону для выполнения вдоха.

Однако педагогические наблюдения за детьми 1,5–3 года позволили выявить возможность некоторых детей переворачиваться из положения лежа на груди лицом вниз, в положение на спине или на боку для выполнения вдоха. При этом руки у ребенка располагались в воде вдоль тела («по стойке смирно»), либо были согнутыми в локтевых суставах.

Важным является умение «лежать на воде», особенно в положении на спине. При этом, с позиции здорового ребенка, появляется возможность выполнять вдох и выдох без погружения головы под воду.

Однако для большинства больных гемиплегией в начале занятий характерным положением тела в воде является поза «эмбриона», при которой лежать на спине с согнутыми к животу ногами невозможно. Для того чтобы избежать данной порочной позы на протяжении 10–20 занятий выполнялся ряд специальных упражнений для разгибания ног в тазобедренных и коленных суставах.

Другой отмеченной нами порочной особенностью ребенка являлось неумение, страх и нежелание лежать в воде в положении на спине. В процессе бесед с родителями выяснилось, что дома ребенок не может спать или лежать в положении на спине, предпочитая положение на груди, либо на боку. Продолжительные (до 15–30 занятий) выполнения подводящих упражнений позволили не только научить ребенка лежать в воде на спине и продвигаться в ней, но, по свидетельству родителей, спать на спине. Это служит важным доказательством переноса навыка, развиваемого у ребенка-инвалида в воде, на умение выполнять подобное движение или принимать позицию «на суше».

Умением самостоятельно проплывать вольным стилем дистанцию 3, 10 или 25 метров овладели в своих возрастных группах большинство учеников. В целом для преодоления дистанции учениками характерно большое разнообразие двигательных действий как по форме, так и по скорости их выполнения, времени преодоления дистанции. Все движения объединяло одно принципиальное условие – ребенок самостоятельно перемещался по поверхности воды.

В наших естественных экспериментах из 29 детей с двойной гемиплегией в начале занятий могли самостоятельно стоять и ходить 4 ребенка, 25 детей перемещались по службам и помещениям бассейнов на руках тренера или с использованием коляски. В процессе усвоения умения выполнять попеременные движения ногами в водной среде научились самостоятельно стоять 20 детей, в том числе самостоятельно ходить – 13, ходить с поддержкой тренера – 7. По свидетельству родителей у всех детей, прошедших курс гидрореабилитации и обучения плаванию, улучшилось состояние физического, психического и интеллектуального развития.

За двухлетний период наших исследований не смогли научиться самостоятельно стоять и ходить 5 детей с тяжелой формой детского церебрального паралича (4 ребенка с атонически-астатической или мозжечковой формой, 1 – с двойной гемиплегией), однако, они самостоятельно преодолевали дистанцию вольным стилем до 3 метров в положении на груди с опущенным в воду лицом.


Информация о работе «Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича»
Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 213592
Количество таблиц: 7
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх