1 Понятие ритуала
Для того, чтобы понять суть использования ритуалов и их воздействие на человека, необходимо понять, что же есть ритуал.
Возникновение ритуала происходит почти одновременно с возникновением человека разумного, а интерес к этому понятия у исследователей замечен с конца XIX века в рамках социальной и культурной антропологии. «Это понятие закрепляется в европейских языках в XVI-XVII веках в значении «процедуры» отправления христианского культа», а «с конца XIX века ритуал уже как научный концепт становится базовым элементом анализа традиционных и первобытных культур антропологами, археологами, историками, социологами…» и т.д. [Черных, 2015: 7].
Первым, кто начал систематическое изучение ритуала, считается теолог и историк религии У. Робертсон Смит. В его книге «Лекции по религии Семитов» в структуре любой религии выделяется два основных элемента: верования/догматы и ритуальная практика/правила поведения. Где ритуальная практика является производной от догмата [Черных, 2015: 8].
В новой философской энциклопедии под редакцией В.С. Стёпина ритуал определяют как сложную форму символического действия, используемую в культовых системах, а также в различных типах социального поведения, как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса принадлежности к определенной группе [Стёпин, 2010]. В этой трактовке также упоминаются обязательные компоненты ритуального акта, которыми являются стандартизированные жесты, движения и т.д., совершаемые в специфичных ситуациях психологического напряжения или расслабления.
Словарь практического психолога трактует ритуал согласно Э. Фромма. Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях. Но С.Ю. Головин отмечает, что здесь важно различать ритуалы рациональные, которые выражают стремления, ценные для индивида, и не отвращающие подавленные импульсы, и ритуалы иррациональные с явным навязчиво-вынужденным характером и значительным элементом страха [Головин, 1998].
Георгий Почепцов в своей книге «Теории коммуникации» даёт такое понятие ритуалу: известный порядок действий, требующий его выполнения. При этом Г.Г. Почепцов акцентирует своё внимание на том, что ритуал реализует удлинение невербального компонента, в отличие от сравниваемых с ним мифа и литературы [Почепцов, 2001].
В статье В. Третьякова «Ритуальное общение: правила игры в жизнь» профессор определяет ритуалы как ситуации, в которых каждый человек участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников одного – знания правил игры. Можно предположить, что такая трактовка основывается на теории языковых игр Л.Витгенштейна, который рассматривает язык не как знаковую структуру, используемую в целях коммуникации, а язык в его деятельностном аспекте, то есть высказывания, включенные в определенный контекст их употребления. Л.Витгенштейн основное внимание уделяет рассмотрению применения высказываний, или словоупотреблению.
А.В. Олянич так же, как и В. Третьяков говорит о ритуале, как о событии, трансформирующемся в непрерывный поток, который с течением времени становится регулярным и повторяемым. Но для этого ему необходимо иметь ряд параметров, которые должны сыграть роль эмотивных аттракторов для провокации рекурсивности. Иными словами, ритуалу необходимо стать своеобразной точкой притяжения для человека, вызывающей положительные эмоции, чтобы людям вновь хотелось это повторить. То есть, опять же, ритуал соотносится с действием, уже имеющим определенные свойства и признаки, и может снова восприниматься как игра с заданными правилами, а так же может быть оценен с точки зрения правильности/неправильности [Олянич, 2003].
Однако есть противоположный подход к рассмотрению ритуала. Его в своей статье «Проблема интерпретации ритуала в теории речевых актов Дж.Остина» освещает Ю. Кириленко. Юлия Николаевна отмечает, что, несмотря на достоинства рассмотрения ритуала с точки зрения концепции языковых игр, которая позволяет определить характерные черты ритуала (существование определенных правил-стандартов и возможность существования множественности смыслов), эта теория имеет несколько недостатков. Во-первых, это отсутствие указания на утилитарные цели ритуала. Во-вторых, расширение и смешение ритуала со смежными ему категориями [Кириленко, 2009].
В противовес данной теории выступает трактовка ритуала через теорию речевых игр Дж. Остина. По его мнению, термин ритуал является конвенциональным речевым актом, а не суждением, что позволяет рассматривать его через категории речевых актов, а также любой акт коммуникации воспринимать как ритуал.
Для того, чтобы понятие ритуала стало еще более прозрачным, Дж. Остин вводит термин перформатив, который обладает несколькими важными чертами: ничего не констатирует; лишен истинностного значения; характеризуется признаком эффективности/неэффективности; должен отвечать общепринятой процедуре; единственен в своем роде; в классическом виде содержит глагол в 1 лице ед.числа, настоящего времени индикатива актива [Кириленко, 2009: 63]. Всем этим признакам отвечает ритуал в понимании Джона Остина, поэтому он является перформативом.
Важным в этой трактовке является то, что, во-первых, Дж. Остин говорит о невозможности объяснения ритуала с точки зрения истинности, а только лишь с точки зрения его успешности и поддерживает А.В. Олянич в оценке ритуала с точки зрения правильности структуры. Только при синтезе четырех условий в виде намерения, обстоятельства, слова и действия ритуал будет успешен. И, во-вторых, то, что перформатив здесь эквивалентен действию, поэтому в таком случае произнесение какого-либо высказывания одновременно будет являться выполнением действия.
Основательное и фундаментальное исследование ритуала также произвела Алла Черных в своих работах «Медиаритуалы» и «Ритуалы и мифы медиа». Для того, чтобы трактовать это понятие, автор приводит множество объяснений, в том числе социолога Эмиля Дюркгейма и представителя английской антропологической школы Бронислава Каспара Малиновского, о котором, кстати, также упоминает Георгий Почепцов.
У Эмиля Дюркгейма смысл ритуалов как системы правил поведения, предписывающих как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов (так как смысл религии – обожествление общества, а религия включает в себя верования и ритуалы), заключается в недопущении смешения мира «сакрального» и «профанного». В понятие ритуал Эмиль Дюркгейм объединяет наличие группы взаимодействующих лиц, существование общего центра внимания и общих эмоций, а также действия, осуществляемые с символическими целями [Черных, 2015].
Бронислав Малиновский критикует идею Эмиля Дюркгейма об отождествлении общества с Богом, а религиозного с общественным, и считает необоснованным вывод о том, что именно общество – источник религиозных истин или их субъект. Бронислав Малиновский вводит в сферу сакрального индивидуума, за счет чего преобразует ритуал в некий мост, который связывает человека и общество. Ритуал, по его мнению, – инструмент решения социумом всех своих проблем: вовлечение человека в круг общественных обязанностей и избавления его от стрессов, вызванных сменой статуса, страхом смерти и т.д. Т.е. ритуал выступает как своеобразная «школа морали», с помощью него социум поддерживает функционирование социального организма и социальный порядок [Черных, 2015].
Сама Алла Черных определяет ритуал как чувственно воспринимаемые социальные инсценировки, в рамках которых происходит выработка ролевых дифференциаций и могут формироваться новые идентичности. Ритуал всегда персонализирован, демонстративен и экспрессивен [Черных, 2012: 109].
Именно это понятие будет взято за основу в данной курсовой, но только с небольшими дополнениями. Сравнивая трактовки и разные точки зрения, можно все-таки заметить, что практически все авторы заостряют свое внимание на том, что ритуал - это регулярно воспроизводимое символическое действие; социальный механизм, который обеспечивает связь сакрального и профанного. Это замечание и будет ключевым в дополнении к трактовке ритуала Аллой Черных.
0 комментариев