3.10. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
Сопоставим ч.1 ст.167 УК РФ и ч.1 ст.149 УК РСФСР.
Диспозиция ч.1 ст.167 УК РФ выглядит следующим образом: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба». Текст диспозиции ч.1 ст.149 УК РСФСР имеет несущественные отличия. Смысл диспозиций сопоставляемых норм идентичен.
Санкция ч.1 ст.167 УК РФ определена в виде штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Санкция ч.1 ст.149 УК РСФСР определена в виде лишения свободы на срок до пяти лет. В санкцию ч. 1 ст. 167 УК РФ включен новый вид основного наказания – штраф. Таким образом, нижний предел санкции нового закона является более мягким. Верхний предел санкции в виде лишения свободы в новом законе на три года ниже верхнего предела санкции в виде лишения свободы установленного ч.1 ст.149 УК РСФСР. Наличие наказания в виде штрафа позволяет суду назначить альтернативно более мягкое наказание, чем лишение свободы. Таким образом, санкция в новом законе является менее строгой.
Преступления, совершенные до 01.01.97г. должны быть квалифицированы в соответствии с ч.1 ст. 167 УК РФ на основании ст. 10 УК РФ. Приведем пример.
Железнодорожный районный суд г. Красноярска вынес приговор 27 декабря 1996г., в соответствии с которым Т., (ранее судимый по ч.2 ст.206 УК РСФСР на 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год), осужден на 4 года лишения свободы с конфискацией, по ч.3 ст. 144 УК РСФСР, по ст.15 и ч.2 ст.144 УК РСФСР на 2 года с конфискацией, по ч.1 ст.149 УК РСФСР на 1 год лишения свободы по совокупности преступлений на основании ст.40 УК РСФСР на 5 лет с конфискацией, по совокупности приговоров на основании ст.41 УК РСФСР на 5 лет 6 месяцев с отбыванием в ИТК общего режима с конфискацией.
Т. осужден за кражу, покушение на кражу, умышленное уничтожение чужого имущества.
Ночью 25.02.1995 г. Т. в группе с А., осужденным за данное деяние ранее, по предварительному сговору взломали гараж Ш., причинив при этом значительный ущерб на 600 000 рублей, и тайно похитили оттуда автомобиль «Жигули». Ночью 18.07.96 г. Т. разбил левое боковое стекло в стоявшем во дворе автомобиле «Жигули», принадлежащем А., но не смог довести умысел на хищение до конца, так как сработала сигнализация. В эту же ночь Т. с той же целью разбил стекло в автомобиле «Форд-Скорпио», принадлежащем Б., но был задержан А. .
Действия Т., в связи с введением в действие УК РФ и в соответствии с требованием ст.10 УК РФ подлежат переквалификации на ч.1 ст.167 УК РФ, ст.30 и п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, так как ч.1 ст.167 УК РФ является более мягкой. Верхний предел санкции ч.1 ст.167 УК РФ составляет три года лишения свободы, а верхний предел санкции ч.1 ст.149 УК РСФСР – пять лет. Верхний предел санкции в виде лишения свободы ч.2 ст.158 УК РФ составляет шесть лет, а верхний предел санкции ч.2 ст.144 УК РСФСР составляет семь лет лишения свободы. Коллегия переквалифицировала действия Т. на статьи нового закона, в остальной части приговор оставлен без изменений.
Приведенный пример, когда переквалификация произведена судом на основании того, что верхний предел санкции в виде лишения свободы, содержащейся в ч.1 ст.167 УК РФ, более низкий, чем верхний предел установленный ч.1 ст.149 УК РСФСР, и верхний предел санкции ч.2 ст.158 УК РФ более низкий, чем верхний предел санкции ч.2 ст.144 УК РСФСР, является следствием распространившейся в настоящее время теоретической позиции, высказанной ранее И.И. Солодкиным, согласно которой основным при определении того, какой закон является более мягким, является то, какая из сопоставляемых норм имеет меньший верхний предел санкции. Санкция ч.1 ст.167 мягче за счет того, что включено наказание в виде штрафа, поэтому санкция не может быть мягче за счет верхнего предела наказания в виде лишения свободы, т. к. нижний предел лишения свободы более высокий, чем в старом законе.
Полагаю, что в данном случае кассационная коллегия вынесла не совсем верное решение в части указания в мотивировочной части определения оснований для квалификации деяний по новому закону. Однако данное определение не имело каких-либо негативных последствий для обвиняемого, поскольку переквалификация умышленного уничтожения чужого имущества все же произведена в соответствии с нормой нового закона – ч.1 ст.167 и ч.2 ст.158 УК РФ.
Сопоставим ч.2 ст.167 УК РФ и ч.2 ст.261 УК РФ «Уничтожение или повреждение лесов» с одной стороны и ч.2 ст.149 УК РСФСР, с другой стороны.
Диспозиция ч.2 ст.149 УК РСФСР выглядит следующим образом: "Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи (пояснение: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб) совершенные путем поджога или иным общеопасным способом либо повлекшие человеческие жертвы или иные тяжкие последствия, а также умышленное загрязнение лесных массивов вредными веществами, отходами, выбросами, отбросами, влекущее усыхание или заболевание древесно-кустарниковой или другой растительности, либо умышленное существенное повреждение или уничтожение лесных массивов путем поджога".
В результате выделения из диспозиции ч.2 ст.149 УК РСФСР собственно квалифицированного состава умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, а также деяний, относящихся к преступлениям против общественной безопасности, в которых непосредственным объектом преступного посягательства является лесная и нелесная растительность, рассматриваемая не как экономическая ценность, а как ценность экологическая, общенациональная, возникли две отдельных норм - ч.2 ст. 167 УК РФ и ч.2 ст. 261 УК РФ.
Диспозиция ч.2 ст. 167 УК РФ соотносится с ч.2 ст.149 УК РСФСР в части, касающейся собственно чужого имущества, и звучит следующим образом: " те же деяния (пояснение: умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба), совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия".
Диспозиция ч.2 ст.261 УК РФ соотносится с ч.2 ст.149 УК РСФСР в части, касающейся собственно уничтожения или повреждения лесов, и звучит следующим образом: "Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами".
Сопоставим диспозиции ч.2 ст.167 УК РФ и ч.2 ст.149 УК РСФСР.
В список возможных вариантов совершения действий, предусмотренных объективной стороной квалифицированного умышленного повреждения или уничтожения чужого имущества, добавился новый общеопасный способ уничтожения или повреждения - взрыв, что не повлияло на смысловой объем квалифицирующего признака, поскольку взрыв, так же, как и поджог, являются наиболее распространенными частными случаями общеопасных способов уничтожения имущества.
Что же касается возможных последствий умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, то они также остались не измененными по своему смыслу, несмотря на изменения текста нового закона относительно старого. Понятие " повлекшее человеческие жертвы" являлось расплывчатым по своей формулировке, поэтому ему на смену пришло более точное идентичное по своему смыслу понятие " повлекшие по неосторожности смерть человека". В старом законе, несмотря на отсутствие специального указания, квалифицирующий признак «повлекшее человеческие жертвы» однозначно имел неосторожную форму вины, т. к. он является подчиненным квалифицирующим признаком, вытекающим из умышленного уничтожения имущества, т. е. имеет место деяние с двумя формами вины, являющееся в целом умышленным преступлением. Объем понятия "иные тяжкие последствия" остался неизмененным.
Таким образом, ч.2 ст.167 УК РФ и ч.2 ст.149 УК РСФСР по своей диспозиции аналогичны. В обеих нормах установлена санкция в виде лишения свободы. Санкция нового закона является более мягкой, поскольку как нижний, так и верхний предел наказания в виде лишения свободы ниже, чем в старом законе. Из этого вытекает, что деяния совершенные до 01.01.1997 г., квалифицируются в соответствии с ч.2 ст.167 УК РФ, на основании ст. 10 УК РФ.
Сопоставим диспозиции ч.2 ст.261 УК РФ и ч.2 ст.149 УК РСФСР. В новом законе отсутствует понятие «умышленное существенное повреждение или уничтожение лесных массивов путем поджога». Однако, я полагаю, что в той части диспозиции, где речь идет именно о существенном повреждении или уничтожении, смысл старого и нового закона совпадает, поскольку в случае, если совершенное деяние повлекло несущественное повреждение либо уничтожение, то действия виновного должны квалифицироваться как административное правонарушение в соответствии со ст.76 КоАП РСФСР, предусматривающей административную ответственность за уничтожение или повреждение леса в результате поджога.
В случае, если лес поврежден или уничтожен до 01.01.1997г. иным общеопасным способом (производство взрывов, затопление территорий и т.п.), то такое деяние не может быть признано преступным, поскольку предусмотрено лишь новым законом.
Содержащееся в новом законе понятие «леса, а равно насаждения, не входящие в лесной фонд», является более широким по сравнению с понятием «лесные массивы», поскольку под насаждениями, не входящими в лесной фонд, понимаются также парковые зоны, которые засажены различной растительностью, в т.ч. деревьями, однако к лесным массивам их отнести невозможно. Таким образом, деяние, описанное в ч.2 ст.149 УК РСФСР в отношении, например, городского сквера до 01.01.1997г. не могут расцениваться как преступные. Поскольку в соответствии со ст.9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяется законом, который действовал в момент совершения преступления. Исходя из текста диспозиции ч.2 ст.261 УК РФ можно сделать вывод, что уголовно наказуемым деянием является уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.
В старом законе уголовно наказуемым последствием тех же противоправных действий названо «усыхание или заболевание древесно-кустарниковой растительности». Несмотря на отличия текстовые, фактически в старом законе имелись в виду именно лесные массивы, поскольку лес, лесной массив является совокупностью различных видов растительности – древесно-кустарниковой. Учитывая, что понятие «лесной массив» является аналогом понятия «лес», то можно сделать вывод, что смысл диспозиции нового закона в данной части остался неизменным.
Для решения вопроса о том, в соответствии с каким законом должны квалифицироваться деяния, совершенные до 01.01.1997г., повлекшие уничтожение или повреждение лесных массивов, предусматривавшиеся ч.2 ст.149 УК РСФСР, необходимо сопоставить санкции.
Санкция ч.2 ст.261 УК РФ является более мягкой, поскольку ее верхний предел (восемь лет лишения свободы) ниже верхнего предела санкции ч.2 ст.149 УК РСФСР (десять лет лишения свободы), при неизменном нижнем пределе санкции в обеих статьях. Таким образом, деяние, совершенное до момента вступления в силу УК 1996г. квалифицируется в соответствии с ч.2 ст.261 УК РФ.
... восстановления поврежденного имущества не превышает 2500 рублей"; Любое учение требует своего дальнейшего развития, не является исключением и проблема дифференциации уголовной ответственности за преступления против собственности, учитывая ее столь многогранность. Библиография Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – ...
... законы (их очень много) которые работают только в том случае, если мелкие дела не рассматриваются судами? Неразрешенное одалживание детально рассматривается в параграфах 14.16 - 14.25. 14 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 2: ПРЕСТУПЛЕНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В АКТЕ О КРАЖЕ, НО НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ КРАЖЕЙ 14.1 В последней главе мы рассмотрели основы закона о краже и некоторые применимые к ней ...
... влечь ответственность на общих основаниях, установленных в уголовном законе для такого рода преступных действий. Виды покушения на преступление По степени оконченности По степени годности Неоконченное Оконченное Годное Негодное На негодный объект ...
... имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или пространстве[9]. Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников. В соответствии с этим принципом лица, совершившие ...
0 комментариев