Понятие обратной силы уголовного закона

167433
знака
0
таблиц
0
изображений

1.2. Понятие обратной силы уголовного закона.

Принцип гуманизма отражается и в положениях об обратной силе закона. В первом предложении ст. 54 Конституции РФ декларируется, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, а в третьем предложении - что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В новом уголовном законе положения Конституции об обратной силе закона отражены в ст.10 УК РФ, часть первая которой выглядит следующим образом: «Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет».

Данная норма также не является новеллой, поскольку подобная норма была ранее установлена в ст.6 УК РСФСР, объединявшей в себе правила действия законов во времени, в т. ч. и обратную силу закона.

Новеллой УК 1996 г. является указание, включенное в ч.2 ст.10 УК РФ, в соответствии с которым в случае смягчения наказания новым законом за деяние, отбываемое лицом, наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом. Ранее такая позиция не отрицалась в принципе, однако, условием ее практического применения являлось специальное указание в новом уголовном законе, которым вносятся изменения и дополнения, о чем говорили в т.ч. М. И. Блум и А. А. Тилле[1]. То есть, в случае отсутствия специального указания на возможность применения нового уголовного закона, смягчающего наказание по отношению к лицам, отбывающим наказание, в самом новом уголовном законе, новый закон не мог применяться по отношению к таким лицам. Однако в новом законе отсутствует решение вопроса о том, как понимать «в пределах, предусмотренных новым уголовным законом». Если наказание выходит за пределы, установленные новым законом, то при сокращении наказания до пределов, установленных новым законом, необходимо решить вопрос о том, насколько близко к верхнему пределу либо к нижнему пределу должно находиться наказание, установленное во время действия старого закона.

Полагаю, что можно применить даже математический метод, заключающийся в следующем. Определить в процентном отношении размер наказания, назначенного осужденному, по отношению к верхнему и нижнему пределу данного вида наказания. Соответственно, при снижении нижнего или нижнего предела данного вида наказания, размер наказания определенного осужденному, следует определить в аналогичном по процентному отношению к верхнему либо к нижнему пределу наказания (в зависимости от того, какой из них изменился), размере. Такая практика была бы наиболее справедливой, поскольку каких-либо определенных ориентиров непосредственно в Уголовном кодексе для изменения наказания нет. Однако в федеральном законе от 4 декабря 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым «меры наказания лицам, осужденным по ранее действовавшему закону и не отбывшим наказание, привести в соответствие с Уголовным кодексом РФ в тех случаях, когда назначенное им судом наказание является более строгим, чем установлено верхним пределом санкции соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации», данный вопрос был решен относительно соотношения УК РФ и УК РСФСР однозначно. Якубов А. Е. указал, что «требованию справедливости отвечало бы изменение ч. 2 ст. 10 УК РФ таким образом, чтобы мера наказания в подобных случаях сокращалась всем отбывающим наказание лицам пропорционально смягчению верхнего предела наиболее строгого вида наказания», т. е. предлагается распространить данное правило не только на соотношение УК РСФСР И УК РФ, но и на те случаи, когда изменение произошло в санкции нового Уголовного кодекса. Позиция законодателя определенная в вышеуказанном законе не учитывает изменения (снижения) нижнего предела наиболее строгого вида наказания либо изменения (снижения) нижнего предела того вида наказания, которое присуждено лицу, поэтому такая позиция не может быть признана верной.

1.3. Признание нормы более мягкой по диспозиции.

Как правило, при издании нового закона меняется как диспозиция, так и санкция нормы, что существенно усложняет решение проблемы квалификации (переквалификации). Рассмотрим вопрос квалификации деяния в зависимости от соотношения диспозиции старого и нового закона.

Таким образом, квалификация не является надуманным, самодовлеющим институтом уголовного права и любой вопрос, связанный с квалификацией, в т. ч. действие закона во времени имеет существенное значение.

Как правило, при издании нового закона меняется как диспозиция, так и санкция нормы, что существенно усложняет решение проблемы квалификации (переквалификации). Каждое из вносимых в уголовное законодательство изменений, устанавливающее или устраняющее наказуемость деяния или изменяющее его наказуемость, ставит на повестку дня вопрос о соотношении диспозиции нового и старого уголовных законов, о характере и последствиях внесенных в уголовное законодательство изменений.

Основная идея сравнения диспозиций заключается в том, что они могут быть более узкими или широкими с точки зрения набора указанных в них признаков, а отсюда, независимо от санкций, говоря несколько условно, тоже более «мягкими» или более «суровыми». В результате новая норма с более мягкой, чем в прежнем законе, санкцией может в какой-то части и не иметь обратной силы.

Норма нового закона, в основном совпадающая с диспозицией старого, может одновременно либо включать дополнительные признаки, либо наоборот, исключать их, существенно изменяя условия уголовной ответственности, или же в признаки состава, который предусмотрен старой нормой, вносятся изменения, сужающие или расширяющие круг уголовно наказуемых деяний.

Возможны четыре варианта соотношения диспозиции старого и нового закона.

1.Старый и новый уголовные законы полностью совпадают по диспозиции, различия существуют лишь в санкциях. Вопрос о квалификации решается, исходя из того, санкция какого закона мягче. Пример такого соотношения диспозиций – простой состав кражи или разбоя, который остался неизменным.

2.Диспозиция нового закона имеет более узкий объем, чем диспозиция старого. То есть она предусматривает не все разновидности преступных действий, которые предусматривались прежним уголовным законом. Это связано либо с тем, что новый закон исключает некоторые альтернативные признаки состава, либо напротив, имеет более сложную конструкцию, чем старый, и включает такие ограничения ответственности, которые в старом законе отсутствовали. Очевидно, для квалификации в этом случае должен применяться новый закон, сужающий пределы ответственности. Санкция нового закона может при этом быть либо более мягкой, либо даже оставаться прежней. Такая норма становится более мягкой, чем в старом законе, санкции распространяются на те деяния, которые совершены до ее издания, однако не полностью, но лишь в части признаков, имеющихся в старой норме и сохранившихся в новой норме. Может быть и по-иному: альтернативные признаки в старой норме были, но в новую норму не вошли, или наоборот, признаки появились в новой норме, в результате новая норма сузилась по своему смыслу. В таком случае, в той части, в какой сузился смысл новой нормы, старая норма перестает действовать, происходит частичная декриминализация, в связи с чем после издания нового закона ответственность за такие деяния, совершенные в период действия старого закона, не наступает независимо от строгости санкции.

При более мягкой санкции новый закон приобретает обратную силу, но только в отношении той части содеянного, которая предусматривалась и в прежней норме.

3.Диспозиция нового закона шире, чем старого. Она предусматривает более обширный круг преступных деяний. Обычно это происходит либо за счет увеличения числа альтернативных признаков состава преступления, либо за счет упрощения его конструкции, отказа от некоторых ограничений (например, исключается мотив, признаки специального субъекта) и введения обобщенных формулировок. В большинстве случаев такое расширение диспозиции сопровождается повышением санкции (или сохранением прежней санкции), вследствие чего новый закон не может иметь обратной силы. Например, в ст.165 УК РФ расширился круг потерпевших от причиненного имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ранее, в ст.148 3  УК РСФСР потерпевшим признавался только собственник, а теперь и иные владельцы.

4.Диспозиция старого и нового законов пересекаются. Новая диспозиция в некоторых частях уже старой, а в других – шире.

Поскольку здесь сочетаются элементы двух предыдущих вариантов, решение должно быть дифференцировано применительно к каждому из признаков составов: в части расширяющих признаков обратная сила отсутствует, в части сужающих или совпадающих она может существовать, если санкция нового закона мягче санкции старого.

В качестве общего вывода можно сказать, что переквалификация на новый закон допустима, если совершенное деяние предусмотрено как прежним, так и новым законом, причем новый закон дает возможность суду назначить более мягкое наказание, и не ухудшает иных правовых последствий осуждения по сравнению с прежним законом.

При сопоставлении норм старого и нового закона рассмотрим соотношение общих и специальных норм.

Нормы старого и нового законов могут соотноситься между собой как конкурирующие (общая и специальная, несколько специальных, части и целого). В этом случае проблема применения той или иной нормы решается комплексно, с учетом правил как конкуренции норм, так и обратной силы закона.

При сопоставлении нового и старого законов необходимо в первую очередь установить, имеются ли в новом и старом законодательстве специальные нормы, которые прямо предусматривают данную разновидность преступлений. Если же новое или старое законодательство не предусмотрело специальной нормы, необходимо сопоставить специальную норму нового закона с соответствующей общей нормой старого законодательства, предусматривающей целый вид преступлений, включающей в себя и предусмотренную специальной нормой разновидность преступлений, или наоборот, следует сопоставить общую норму нового законодательства со специальной нормой старого.

А.С. Горелик предлагает алгоритм реализации на практике приведенных выше исходных положений: 1) если в новом законе появилась норма, которая отсутствовала в старом законе, то вначале необходимо проверить, не предусматривалось ли в старом законе ответственность за данное деяние какой-либо иной нормой; 2) при положительном ответе необходимо сопоставить их для выяснения, какой из этих норм следует отдать предпочтение по правилам конкуренции; 3) после этого, решить вопрос о применении той или другой нормы с учетом правил действия закона во времени. Аналогичным образом необходимо действовать и в противоположной ситуации, когда норма существовала в старом законе, но ее нет в новом, т.е. необходимо проверить, нет ли в нем другой нормы, охватывающей данное деяние, и далее поступить в соответствии с приведенными выше п. 2 и 3. Данный алгоритм носит универсальный характер, поэтому его применение всегда приводит к верному решению задачи.

 


Информация о работе «Обратная сила закона. Теория и практика применения на примере преступлений против собственности»
Раздел: Уголовное право и процесс
Количество знаков с пробелами: 167433
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
132334
1
0

... восстановления поврежденного имущества не превышает 2500 рублей"; Любое учение требует своего дальнейшего развития, не является исключением и проблема дифференциации уголовной ответственности за преступления против собственности, учитывая ее столь многогранность. Библиография Нормативно-правовые акты 1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. – ...

Скачать
178549
0
0

... законы (их очень много) которые работают только в том случае, если мелкие дела не рассматриваются су­дами? Неразрешенное одалживание детально рассматривается в параграфах 14.16 - 14.25. 14 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 2: ПРЕСТУПЛЕНИЯ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В АКТЕ О КРАЖЕ, НО НЕ ЯВЛЯЮЩИ­ЕСЯ КРАЖЕЙ 14.1 В последней главе мы рассмотрели основы закона о краже и некоторые применимые к ней ...

Скачать
45682
7
1

... влечь ответственность на общих основаниях, установленных в уголовном законе для такого рода преступных действий.   Виды покушения на преступление       По степени оконченности       По степени годности   Неоконченное     Оконченное       Годное     Негодное   На негодный объект     ...

Скачать
60430
0
0

... имеет проблема выдачи преступников государству, на территории другого государства. Вообще проблема выдачи преступников не имеет отношения к вопросам действия уголовного закона во времени или пространстве[9]. Положения ст.13 УК относят к действию уголовного закона в пространстве и квалифицируют как международный принцип о выдаче преступников. В соответствии с этим принципом лица, совершившие ...

0 комментариев


Наверх