Что такое культура. Культура, цивилизация и локальная культурная система.
Культура и ЛКС
Культура возникает как надприродное средство снятия отчуждения и восстановления синкрезиса, то есть, первозданного чувства полной погруженности в природу и единства с миром.
Наиболее обще культура это все то, что мыслимо человеком. Это самоорганизующаяся и самоподдерживающаяся целостность. Культура включает в себя и определенную реальность, и правила ее функционирования, и в этом смысле одновременно трансцендентна и имманентна миру.
В большинстве случаев имеется в виду КС или подсистема большой культуры. О Культуре как принципе можно говорить лишь, когда речь идет об общих законах функционирования, общих для всех без исключения культур. Наличие Культуры как метасистемы однако подтверждает то, что подсистемы диффузно смешиваются
Структурно рождение культуры одинаково с рождением смысла. Смысловым же пространством она и ограничена. Поэтому, все непонятное поначалу подгоняется под имеющиеся знаковые формы
Понятие Культуры как общего принципа согласно теории А. А. Пелипенко:
«смыслогенетическая теория в самом общем виде определяет культуру как системно самоорганизованный и саморазвивающийся порядок существования надприродных феноменов. «Физическим» носителем культуры выступает ментальная сфера человеческого индивидуума, а структурной единицей – производимый ею смысл» Постижение Культуры, с. 85
Понятие ЛКС (локальной культурной системы):
«культурная система – это локализованный в историческом времени и пространстве надприродный организм» Постижение Культуры, с. 478
«Если субстратным основанием культурной системы является человеческий индивидуум, то «средним» и главным структурным звеном системы являются субъектные группы вкупе с продуцируемыми ими смысловой и жизненной средой, артефактуальным ресурсом и знаковыми формами. Компоненты этой среды – традиции, ценности, нормы, институты и прочая, что обычно пытается объять описательная культурология, суть производные базовых для данной системы способов смыслообразования» Постижение Культуры, с. 479
Система состоит не столько из самих элементов, сколько из связей между ними. Это на микроуровне. Уровнем выше она состоит из подсистем. Культура как интегрирующая структура, состоящая из подсистем или аспектов - идея Л. Уайта.
Границы ЛКС однозначно не совпадают с языком, религией, формами хозяйства, государствами и обитанием конкретных народов, хотя тесно со всем этим связаны. Возможности ЛКС определяются количеством смыслов, которые способен породить каждый отдельный элемент. Применительно к ЛКС уместнее говорить о зонах перехода, чем о границах.
ЛКС нельзя понять, разделяя ее по кластерам. Политика, религия, экономика и т.д. Тем более отдельные феномены крайне сложно изучить вне связи с остальным культурным контекстом. Все понятия тогда оказываются размытыми и неточными. ЛКС несет в себе черты единства и множественности, чем сложнее это единство, чем больше подсистем и специализации, тем сложнее адекватно воспринимать ее как целостность.
КС напоминает клубок, сгусток многоугольных фигур. Ядро - место наибольшего числа пересечений. Каждая фигура (подсистема) объемна и неправильна (потому что смыслообразование у каждой неравномерно). Отдельные сферы осмыслены более широко и полно, чем другие. Важные в функциональном отношении аспекты существования ЛКС детально анализируются и дифференцируются. В арабском около сотни слов, обозначающих верблюда. Если где-то детализация высока - в другом месте ее почти нет. Это связано также с внешними природными и инокультурными воздействиями.
Сущностно важное минимально осмыслено и по возможности законсервировано в подобном состоянии – так оно несет больше ценности.
Культуре изначально задан предел заложенными возможностями смыслообразования, когда они исчерпываются, она умирает. Сначала начинает бесконечно повторяться одно и то же, затем переходит в стадию стагнации и распада. Срок жизни тоже задан определенными качественными характеристиками.
Не вписывающиеся в структуру культурной системы смыслы она часто в принципе «не видит».
У культуры есть образующая ее витальная среда (человек и социум) и структурирующая ее предметная среда (культурный ресурс: смыслы, знаки, символы и артефакты).
Культура скрепляется вертикальными и горизонтальными связями. Горизонтальные - технологии, искусство, язык. «Язык в своих глубинных качествах есть сгусток, концентрация этих самых связей и отношений» Постижение Культуры, с. 13. Вертикальные - делают культуру органической целостностью, пронизывают типологически разные подсистемы: мифоритуальный, храмовый комплекс. Последний включает в себя знаковую и символическую систему, жреческую корпорацию, нормы и представления, образ жизни.
Для Культуры нет ничего несоединимого. Она не обязана подчиняться законам формальной логики и здравого смысла. И то, и другое сформированы ею же в качестве внутреннего регулятора.
Системообразующие факторы:
«типы ментальных конституций людей и внутренняя конфигурация самой системы, ее структурный паттерн» Постижение Культуры, с. 29
У культуры есть статический и динамический аспект. Ей необходимо расширение и рост по всем направлениям. Но когда она реализует все смысловые возможности - она погибнет. Поэтому наряду с ростом она вынуждена решать задачи сохранения и стабилизации.
«Без относительной стабилизации «самость» любой формы или структуры теряет онтологические основания, а на уровне рефлексии – идентичность» Постижение Культуры, 71
Организм культуры условно можно разделить на «бессознательное», представленное рутинной традиционной деятельностью людей и активно рефлексирующую и развивающую ее часть (группы, занятые поисковой активностью и продуктивным смыслообразованием). Вообще значительную область культурного пространства занимает то, что скрыто от рефлексии.
Культурное-бессознательное
История представлений о бессознательном
Лейбниц высказывал идею «темной души», где вызревают представления. Согласно ей, не может существовать психической «пустоты»
«В нашем уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной душе». (Лейбниц В. Новые опыты о человеческом разуме. М.; Л. 1936. С. 93)
Шеллинг говорил о многозначности искусства и мифа, о полуосознанном творчестве создателей великих произведений:
Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л. 1936
Согласно Гартману, роль сознания вторична, важнее всего бессознательное духовное начало:
Эдуард фон Гартман. «Философия бессознательного».
С особой основательностью идея была разработана З. Фрейдом.
Ближе всего к идее культурного-бессознательного представления Юнга о «коллективном бессознательном» - это глубинные структуры, лежащие в основе культуры.
Сущность культурного бессознательного
Языки культуры обладают своеобразным «подсознанием», которое содержит в себе огромный потенциал смыслов, но не осознается адекватно. Поверхностные, внешние значения – лишь тонкая пленка, но в большинстве случаев, лишь она и замечается.
Культурное-бессознательное - это неотрефлексированные структуры ментальности. Оно содержит в себе весь снятый культурный опыт, связывает общекультурное и индивидуально-психическое. Изоморфно, т.е. одноструктурно (но не тождественно) индивидуально-бессознательному. К.-б. - лучше понятий «родовая» или «социальная» память, так как те не дают возможности различать коллективное и индивидуальное. Ускользающие от рефлексии, воспринимающиеся как естественные программы и сценарии. На словах (как доктрина) они могут отвергаться, но в сущности это ничего не означает.
В человеческом сознании культурная память как бы сформировала пустые борозды иерархических цепей, которые культура заполняет конкретным материалом.
Как и язык, который формируется отдельными носителями, но первичен по отношению к ним, так и культурное смысловое пространство создают отдельные люди, но они уже запрограммированы на определенный алгоритм производства смыслов. Параллельно развивается индивидуальное-бессознательным, которое влияет на тонкости восприятия различных смысловых полей. Человек создает отдельные предметы и смыслы, но не он создает культуру как систему.
Программам структурирования смысла поначалу обучаются, но по ходу развития культуры они становятся врожденными. Заложенный в них культурный опыт и механизмы познания человек воспринимает как нечто естественное. Культурная память - своего рода надбиологическая генетика культуры, определяющая конфигурацию той или иной ЛКС.
Культура прячет свои основания, нормативы и установки от осознания.
В Культуре как системе выделяется 6 уровней культурно-бессознательного:
1. Первоначальный уровень перехода от природы к культуре. Самое важное первоначальное устремление (интенция) - выход из дуализованного состояния. Здесь формируется координатная сетка континуальное - дискретное, трансцендентное - имманентное, сакральное - профанное. Пожалуй, самая первоначальная форма бегства от дуальности - фрейдовское бегство в сексуальную стихию, возврат в докультурное состояние.
2. Уровень формирования основополагающих мифологем, образов, фигур.
3. Уровень этнических детерминаций. То есть, складывание черт определенного этноса, народа.
4. Уровень социокультурных детерминаций. Скрытые от осознания принципы и установки, лежащие в основании культуры. Он проявляется, в частности, в том, что культура всегда видит себя не такой, каковой в самом деде является.
5. Уровень индивидуально-бессознательного. Это единичный квант социокультурно-бессознательного. Любые смыслы, сформированные культурной традицией, преломляются особым образом через индивидуальное сознание с его генетическим и приобретенным опытом.
Однако, к.-б. отнюдь не выводится из суммы индивидуального. Скорее, это к.-и. - его модусы.
6. Уровень осознаваемых культурой смыслов. Шире всего здесь пласт форм общественного сознания (художественное, религиозное, обыденное, научное). Они выступают в качестве смысловых полей, благодаря которым субъект определяет свое место в культурной системе. Осознание себя человеком в качестве субъекта культуры связано с включением в эти поля. Однако, оно же и ограничивает взгляд на культуру как целое, что объясняет, в частности, формирование определенного образа культуры (автомодели).
Для человека смыслы последних производных уровней, к которым он партиципирует - самое главное, но для культуры это как раз то, чем она легче всего жертвует и что для нее не столь важно. Конфуций хотел изменить имена, Будда вообще стремился вынести человека из культуры, но в итоге они создали новые культурные смыслы и знаково-символические системы. Платон доказывал недостатки письменности благодаря ней же
Пример из другого разряда - сущностная близость фашистской и коммунистической идеологий, радикально отвергаемая представителями обеих
На вершине пирамиды - точка индивидуальной рефлексии, осознания. Здесь преломляются все уровни детерминации, рождается особый сплав общего и единичного.
Во многих отношениях бессознательное лежит в основе ментальности.
Рациональный интеллект снимает лишь «сливки» - самые последние производные знаковые формы, первичные смыслы скрыты в бессознательном
В культурном-бессознательном скрывается иерархия опосредующих форм между прафеноменом (грубо, самым первым, наиболее сильным смыслом) и сознанием.
Разновидности культурного-бессознательного
Рутинизация
Огромное значение для культуры имеет стратегия рутинизации. Это не только стратегия человека, но и самой культуры. Она нужна для воспроизводства материально-технической среды. Достижения последней однажды были открыты, а затем ушли в фоновый режим. Но рутинизируется не только материальное, информация тоже рутинизируется, как и духовные практики. В стратегию рутинизации вовлечено большинство людей, поэтому культура легко ими жертвует в случае кризиса - их всегда можно заменить. Она не так ценна для культуры, так как в меньшей степени связана с партиципацией.
(«…у исторического процесса, как и у любого процесса самоорганизации, нет цели»
Моисеев Н. Н. Быть или не быть человечеству? М.: ГУП ИПК, 1999. С. 33)
В Постижении Культуры – следует разделять бессознательное и подсознательное. Рутинизация, рутинная деятельность – подсознательное, она ничего не порождает, а лишь воспроизводит. Бессознательное – смыслопорождающе. Постижение Культуры, с. 467
3 блока смыслов
1 вообще не отпавшие от синкрезиса и заблокированные для осознания совершенно. Сфера быта до XVII века, детства до XVIII-го,
2. Смыслы, осознаваемые неадекватно.
3. Автоматически используемые, давно осмысленные и означенные, а затем рутинизовавшиеся и профанизованные культурные феномены. Стали просто фоном. Так произошло, например, с миром и мифологемой города.
Интенциональные константы. Это те постоянные направленности, которые выводят человека из переживания двойственности культуры. Это ретроспективная, перспективная и стабилизирующая константы. Каждая создает иерархию дуальных оппозиций, по которым человек движется к цели (цель – совершенное снятие оппозиций).
Суть ретроспективной в том, чтобы вернуться к синкрезису, восстановить магическое мироощущение, упростить знаковые системы. Перспективная заключается, наоборот, в разработке знаковых систем и новых смыслов. От соотношения 2 этих интенций зависит характер культурной динамики.
Стабилизирующая константа создает устойчивые партиципационные связи с конкретными значениями. Ее концентрированное выражение – традиция. Суть последней в том, что выход из дуального культурного пространства заключается для нее в постоянном подавлении дуализма. Она не дает родиться двойственности. Она старается сохранять неизменным знак, к которому однажды произошла партиципация. Традиционная и инновативная парадигмы обе бессознательны, и одна неспособна полностью рефлектировать другую.
«Стабилизирующая интенциональная константа чрезвычайно важна тем, что, оформляя поток переживаний дуальных расчленений в знаковых формах культуры, осуществляет важнейший культурно-генетический акт имманентного трансцендирования смысла, создавая тем самым культурное измерение времени, замещающее в-себе-бытийствующее физическое время – спонтанную и нерефлективно-абстрактную континуальную длительность природных процессов. Именно благодаря этому имманентному трансцендированию достигается онтическая единосущность всех трех позиций триадической метаструктуры, собственно темпоральным модусом которой выступает триада прошлое – настоящее – будущее» Культура как система, с. 160
Проще говоря, стабилизирующая константа при помощи специфического трансцендирования создает непрерывную связь между прошлым, настоящим и будущим. Константа утверждает человеческое сознание в позиции настоящего, в котором оно воспринимает и наполняет содержанием трансцендентные образы прошлого и будущего. Они становятся воспринимаемыми благодаря формированию ритмических структур и двойственных альтернативных значений (бинарных семантем). Это происходит благодаря повторению стандартных знаковых структур (память об уже актуализованных сохраняется, а о существе будущих можно примерно судить по данным в наличии).
Подобный взгляд на время был у Августина Блаженного:
Августин. Исповедь // Богословские труды. Сб. 19. М., 1979. С. 189
Константы определяют различия культур и ментальностей. Конфликт между константами всегда продуктивен для культуры.
Мифологическое мышление
Одна из вещей, которая находится в тени бессознательного у современного человека. Оно остается скрытой основой законодательного разума даже в век абсолютной, вроде бы, рациональности. Может всплывать наверх, когда подвергаются разрушению более поздние слои ментальности. Например, во время кризиса (революция и т.д.).
Программы структурирования смысла
Приобретенные культурные программы становятся постепенно врожденными и пополняют таким образом культурное-бессознательное.
Естественное
До революции личности почти полностью было скрыто в бессознательном. Личность, как отчужденный от Абсолюта субъект, нуждалась в новых объектах партиципации, потому стала реабилитировать тело и материю.
Роль к.-б. в культуре
Можно лишь смягчить центричность культуры (то есть, абсолютную связь индивидуального сознания с конкретной культурной системой), но нельзя ее изжить. Однако, к XX веке ситуация изменилась. Сформировалось информационное, отчужденное отношение к культурным явлениям, развился локализм (многовариантность) культурных парадигм.
Для партиципации необходимо своего рода узнавание собственных черт (скорее, глубинных свойств, близкой энергетики) в предмете на бессознательном уровне
Культурное бессознательное – «горнило культурной динамики» Культура как система, с. 166
Все импульсы, заставляющие субъектов организовывать, упорядочивать смыслы и направлять свои действия исходят из сферы культурного-бессознательного.
Отработанные культурные программы и парадигмы никуда не деваются, а становятся частью культурного-бессознательного, несмотря на то, что новая парадигма стремится представить себя как тотально доминирующая, вытеснившая все прочие. Современность – это всегда сложная мозаика прошлого и настоящего.
Чтобы личности охватить мыслью чистые смыслообразовательные структуры как они есть, нужно выйти вон из культуры, полностью утратить способность к переживанию и, вероятно, мотивацию к жизни. Все это маловероятно. Даже гениям открывались только отдельные аспекты функционирования Культуры.
Фронт рефлексии.
Это то, что выводит на свет неосознанный опыт и скрытые смыслы. Он постепенно подбирается культурным основам, но путь долгий, так как в основном он лишь снимает одежки с настоящей культурной структуры. Последняя обнаруживается лишь на закате КС. По ходу послойного рефлексирования смыслов от самых производных на пути к вскрытию самых глубоких сфера бессознательного загромождается и становится все менее возможным трансцендирование.
Культура и цивилизация
Существует два подхода к сопоставлению культуры и цивилизации:
1. Жесткое противопоставление как духовного и материального, игровой деятельности и прагматической, трудовой, рутинной, с другой; мира ценностей и чистой, предметно-знаковой среды. Это подход, свойственный Тённису, Шпенглеру, Маркузе.
... tion»), а немецкое слово «культура» («Hochkultur», т.е. «высокая культура»), для обозначения примерно одних и тех же процессов. Но большинство исследователей все же не сводят различие между культурой и цивилизацией к особенностями национальных языков. В большинстве научных и справочных изданий цивилизация понимается как определенная стадия развития общества, связанная с определенной культурой и ...
... , которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению. Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно "разведение" понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а не редко и резко ...
... олицетворяет материально-вещественные формы. В аспекте философско-исторических исследований определенный интерес представляет соотношение, взаимовлияние Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также место и роль России в этом историческом процессе. Нужно отметить, что Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Западный тип ...
... , создают возможность согласовывать и увязывать в общечеловеческое целое развитие индивидов, поколений, народов. Умение каких-либо людей, групп, народов, стран, регионов взять за основу парадигмы цивилизации, в частности ее духовно-нравственные образцы; способность отделить то, что в предшествующем опыте цивилизации создано добротно, прочно, на века и потому должно быть заботливо сохранено ( ...
0 комментариев