1.5 Образ природы в динамике европейской философской и общекультурной традиции.
ПРИРОДА, 1) в широком смылсле—всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материй, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объекте, задающее принципиальную схему понимания и объяснения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движении, причинности и др.). Такое общее понятие П. разрабатывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Как предельная абст-ракция осн. характеристиками к-рой являются универсальность, законосообразность и самодостаточность, понятие П. выдвигается на первые роли в социально-культур-нояттлане-в-эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. Догматизма и ср.-век. схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понимания П., выработанные в новое время, но одновременно существенно обогащает их. Это выражается в представлениях о развитии П. и его специфич. закономерностях, о различных формах двпжения материи и различных структурных уровнях организации П., в расширении представлений о типах причинных связей и т.п. Напр., с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временн’ую организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о направлении естсств. процессов; достижения физики микромира способствуют значит, расширению понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естеств. условии существования человеч. общества. В этом смысле понятие П. характеризует место и роль П. в системе исторически меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования — «второй П.». По словам К. Маркса, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и П.— закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама человеч. жизнь (см. К..Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, с. 51, 514).
Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда осуществляется в конечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории общества определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч. деятельности.
До начала совр. научно-технич. революции эксплуатация П. носила Преим. экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятельности общества практически не были ограничены извне, со сторонй П.— человек мог брать у неё «без счёта», столько, сколько позволяла его собств. производит, сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: масштабы потребления традиц. источников энергии, сырья и
материалов становятся сравнимы с их общими запасамп в земной П.; та же картина вырисовывается и в отношении естеств. базы для произ-ва продовольствия в связи с быстрым ростом населения планеты; совокупная деятельность общества оказывает всё более заметное влияние на П., ощутимо вторгается в её естеств. механизмы саморегуляции, резко видоизменяет условия существования живой материи. Всё это создаёт объективно-природную основу и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному способу эксплуатации П., т. е. более полному, эффективному и разностороннему использованию её ресурсов. Со стороны самого общества эта необходимость подкрепляется соответств. изменением характера деятельности, к-рая теперь уже не может развиваться спонтанно под воздействием своей собств. внутр. логики, а требует спец. регулирования, поскольку оказывается ограниченной совокупность её материальных, природных условий. В совр. обществе такое регулирование в значит, мере опирается на науку — гл. орудие интенсификации произ-ва и рационализации, осмысленного переустройства материальных отношений человека с П. На науку всё более последовательно ориентируется и человеч. деятельность. В итоге начинает складываться новый тип отношения общества к П.— отношение глобального управления, к-рос охватывает как процессы в П., так и деятельность общества в целом и предполагает разработку рациональных программ этой деятельности, учитывающих характер и границы допустимого воздействия на П. и» необходимость её сохранения и воспроизводства. П. во всё больших масштабах становится существенным и разумно управляемым компонентом социального организма.
Для первобытного человека,. почти полностью растворённого в П., характерно её одухотворение. Мифоло-гич. мышление ещё не располагает основаяиями для чёткого противопоставления П. и человека. Собственно теоретпч. отношение к П. впервые складывается с отделением философип от мифологии, т. е. с появлением теоретич. мышления как такового. В ценностном плане это отношение оказывается двойственным; та часть П., к-рая вовлечена в орбиту доятсльности человека, толкуется с утилитарно-прагматич. точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания (;)т.1 ценностная цоипцпя сохраняется пплоть до сор. 20 и.); П. же и целом долгое время выступает как неизмеримо превосходящая человека сила и потому — как идеал гармонии, нерукотворного совершенства. Этот тип ценностного тггиошения определяет Т1 направление теорстич. размышлении о II. Через всю антич. философию проходит трактовка II. как совертен-ства, как средоточия логоса. Лнтпч. мышлению свойственно обращаться к П. как к эталону орган п.шции, мерилу мудрости, а жизнь в согласнп с II. и сё законами расценивается здесь обычно как самая благая и желанная. Существепно иное отношение к П. складывается с утверждением христианства, к-рое рассматривает оё как воплощение материального начала, как «низ», где всё преходяще и изменчиво. Земному, П. резко противопоставляется вечдое, абс. духовное начало — бог, безусловно стоящий над П. В противоположность античности осн. идеей здесь является не слияние с П., а возвышение над нею. Воз-является не слияние с П., а возвышение над нею. Возрождение вновь обращается к антич. идеалам толкования всего естественного, природного как воплощения гармонии и совершенства. Эта позиция и позднее многократно воспроизводится в самых разных контекстах, в частности в концепции естеств. права (Руссо и др.), выводившей право пз данных П., «естеств.» законов человеч. Общежития, а также в ряде школ лит-ры и философии, активно проводивших лозунг «назад к П.» и усматривавший в нём единств. спасение от разрушит, действия бурж. порядков
Этот же идеал отношения к П. в новое время сыграл немалую роль в превращении П. в объект науч. изучения. Вместе с тем развитие науки и активного освоения П. на базе развития пром-сти существевно трансформиройали первонач. схему идеапизиров и поэтизиров. Отношения к П. Опытное естествознание выдвигает идею «испытания» П. По отношению к познават. Иттрактич. активйости человека П. начинает выступать как объект, как поприще деятельности, как косная и инертная сила, требующая Покорения, установления над нею господства рааума.
Такой тип отношения к П. сохраняется до тех пор, пока действит. господство над нею не начинает превращаться в реальность. Когда мир, созданный деятельностью человека, становится соизмеримым с миром П., т. е. когда деятельность общества достигает планетар-пых масштабов, становится по своему объёму сравнимой с масштабами процессов в П., утплитарно-прагматпч. отяошевяе к П. постепенно перестаёт быть самодовлеющим и беагравичным, оно дополняется осознанием растущей зависимости самой П. от человека и его деятельности. На этой основе складывается новый тип ценностного отношения к П., к-рый можно назвать социально-историческим и к-рый ивходит из оценки П. как уникального и увиверс. вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает ответств. отношение к П., постоянное сопзмерение нужд общества и возможностей П., учёт того, что сам человек и человечество есть часть П.
В науч.-теоретич. плане этой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абс. господства ад П. к идее отношений общества и П. как отношений партнёров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретпч. выражением этой позиции явилась соз-данная В.И.Вернадским концепция ноосферы. Соз-дание потенциального (а в нек-рых пунктах и актуаль-ного) превосходства общества над П. постепенно, хотя и не безболезненно, рождает новый подход, основанный на идее единого, сбалансированного и ответств. управ-ления социальными и природными процессами и условиями. Во 2-й пол. 20 в. этот подход начинает получать распространение и выступать в качестве основы регулирования деятельности и всей системы практич. отношений общества и П., в т. ч. мероприятий по охране природы и защите окружающей среды.
В практич. плане, однако, реализация такого подхода затруднена, т. к. она предполагает весьма основат. из-менеинс установок обществ, сознания, отказ от укоренив-михея стереотипов потребительского отношения к П.и кардинальную перестройку мн. совр. пром. и с.-х. техно-логии. Кризисные ситуации во взаимодспстпии оощества и П. носят не только локальный и региональный, но и глобальный, общепланетарный характер. На этом фоне во мн. странах мира значит, политпч. силой становятся массовые движения, к-рые ведут борьбу за сохранение П. Их действия и программы оказывают серьёзное влияние на обществ. сознание, а также на развитие пром-сти, техники и технологии. В целом сохранение природной среды превращается в одну из важных сфер деятельности общества, охватывающую экономич., политич., правовые, воспитат. задачи.
Для решения глобальных проблем требуется конструктивное междунар. сотрудничество. Новое политич. мышление утверждает приоритет общечеловеч. ценностей, включающих и охрану естеств. условий существования самого человечества. См. также статьи Экология социальная, Глобальныепроблемы.
... школ придерживаются разных взглядов на цели философского анализа общества, на саму возможность такого анализа, соответствующего универсальным канонам научности. Однако, признавая неслучайным многообразие взглядов на предмет социальной философии, мы все же не можем принять его как должное, мегитимизировать его. Все дело в том, что, признав социальную философию наукой, мы вынуждаем себя искать ...
... возникла в 1837 году, с публикацией " Wissenschaftslehre " Больцано. Однако, с его точки зрения, начало собственно аналитического движения связано со вторым этапом аналитической философии, уже в XX веке — начиная с оккупации Варшавы в 1939, и в нем основную роль Саймонс отводит польской философии в период между двумя мировыми войнами, состоящей из определенной комбинации логического платонизма и ...
... характер патриархатной власти. И только в философии эпохи Просвещения принципы интеллектуальной и общественной мизогинии впервые были поставлены под сомнение. 4. “Эпоха разума”. Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации В эпоху Просвещения изменяется расстановка акцентов, основной бинарной оппозиции классической метафизики разум/тело — впервые в истории ...
... преподавателем философии или философоведом. Е.В. Косилова расширяет класс философов по призванию. В своей весьма занимательной работе на интересующую нас тему ("Философия: призвание или профессия?") она обращает внимание читателей на латентное, "подковёрное" противостояние двух "лагерей" внутри философского факультета (заметим кстати: речь идёт об институционализированной форме философии, ...
0 комментариев