1.2 Антропонимы как показатели эволюции культурных, лингвистических процессов и стиля литературного произведения
Антропонимы (в дальнейшем мы будем использовать сокращение А.) -это большая группа ИС, куда входят именования людей, имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена). Изучаются также А. литературных произведений, имена героев в фольклоре, в мифах, сказках. А. разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имена: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антронопонимикон, называемый "реестром". Совокупность А. в языке называется антропонимией.
А. особенно личное имя, отличается от многих других ИС (онимов) характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. А., как и всякое ИС, не только лингвистическое, но и социально-историческое образование, функционирующее в особых условиях как необходимый элемент человеческого общения. Значение А. -иерархическое целое, центральное место в котором занимает семная структура, составляющая понятийное ядро А., а несколько удаленная периферическое положение отводится социальной и эмоциальной окраске, без соотношения с конкретным миром. Семная структура А. включает следующие компоненты:
1) "существительное";
2) "одушевленное";
3) "разумное" (принадлежащее к человеческому роду);
4)"лицо";
5) "национальность";
6) "пол" (для личных имен).
В современном обществе А. как член классификационной системы номинации выполняет основную назывательную функцию, реализующуюся в двух аспектах: дистинктивном (выделяющим индивида из коллектива) и интеграционном (объединяющим носителей одного А. в общий класс). Таким образом, А., обозначающие индивидуальные лица, лишены коннотации, "способности привносить определенные признаки" /Топорова, 1996:с.6/.
Строго говоря, сами по себе А. не имеют никакого значения, т.е. не могут быть определены без обращения к денотату - реальному носителю имени. Следовательно, множество одноименных объектов не обладают никакими совместными свойствами, кроме общего А.
Принципиально иное положение сложилось в мифопоэтических традициях. Как известно, основатель функционализма в этнографии Малиновский, выдвинул так называемую теорию "нужд" (needs), согласно которой все элементы, составляющие культуру архаичного племени ( от ИС до мифа) возникают как ответ (answer) на определенный вопрос, продиктованный настоятельной потребностью /Топорова, 1996:с.6/.
Исходя из этой концепции, наименование представляет собой не игру или развлечение, а абсолютную необходимость, связанную с глубиной сущности человека. А. представляют собой не этикетку, ярлык, а символ, сложным образом соотносимый с природой индивида. Мифологическое осознание А. как внутренней субстанции проявляется в некоторых культурно-исторических традициях, в которых "наречение именем новорожденного принимает форму отгадывания его сущности..." /Топоров,1980:с.510/.
Архаическая модель мира предполагает тождество имени и его носителя. Идея прямого соответствия имени и денотата, трактовка А. как alter ego индивида отражена в брахманической концепции namurupa 'имя и форма' /Топорова 1996:с.7/. Отношение между именем и его носителем можно сопоставить с тенью и человеком, ее отбрасывающим. Отголоски верований
в независимое существование имени и его идентичность с называемым объектом прослеживается и в современном обществе (ср. случаи наречения новорожденного именем умершего родственника, вызванные стремлением вместе с А. воскресить достоинства покойного).
Установка мифологического сознания на тождество или внутреннюю связь имени и его носителя предполагает первоначальный акт имяположения и образ имядателя, сотворившего вещи и их имена. Подобные представления зафиксированы в ряде мифологических традиций. В соответствии с одним из древнеиндийских мифов, вещи получили названия в результате установления имен (namadheya). Ср. также древнеиранские параллели: Ahuro Mazdao naman dadai "Axypo Мазда имена установил".
Старославянские данные также позволяют реконструировать сочетание ome deti 'называть именем' /Топоров, 1980:с.510/. Аналогичный пример известен и из древнескандинавской мифологии. В "Младшей Эдде" повествуется о сыновьях Бора, сотворивших из дерева людей и нарекших их именами. Показателен и отрывок из "Старшей Эдды": "Тогда пошли боги на троны могущества...ночи и фазам луны названия дали, утро нарекли и середину дня". О ритуальном характере имяположения и величайшей ответственности, возложенной на установителя имен можно, судить, в частности, по древнегреческим источникам. В некоторых пифагорейских изречениях указывается, что "после числа на втором месте по мудрости находится тот, кто установил имена", а в диалогах Платона "Кратил" утверждается, "что устанавливать имена - дело не всякого мужа, но некоего творца имен /Топорова, 1996:с.7/.
Важным следствием типичного для мифопоэтического сознания отождествления имени и природы его носителя явилась креативная функция называния, сополагающая процесс созидания и номинации, согласно которой имя оказывает активное воздействие на индивида, формирует его как личность, определяет его судьбу, т.е. оно первично по отношению к объекту. Имя часто содержит пожелание или приказание (ср. ст.-слав. Свъто-славь переводится, как, пусть он обладает святой славой'). На принципе замены именем его носителя основана словесная магия, при которой через имя оказывается воздействие на его обладателя. Манипулировать именем для достижения практических целей обусловило усиление положительных моментов в А., наречение "приятными" именами или, наоборот, называние "плохим, неблагоприятным" именем с тем, чтобы злые духи не причинили вреда его носителю. Мифопоэтическая трактовка называния как акта подтверждается и другими данными, например: переименование при переходе индивида в другой возрастной или социальный класс как перевоплощение, перерождение, представления о необходимости бережного хранения А., констатирующего сущность субъекта, табулирование "истинного" имени, существование разветвленной системы имен, компенсирующих отсутствие настоящего имени и др.
Дополнительное имя ассоциировалось со счастливой судьбой, например: "Брахману, обладающему двумя именами, будет сопутствовать успех", "В то время люди имели по два имени: это приносило счастье и долголетие" Топорова, 1996:с.7/.
Плюрализм имен в мифопоэтической модели мира был вызван с одной стороны, необходимостью закодировать подлинное имя и, с другой, стремлением отразить различные аспекты субъекта.
В античном Риме формула имени имела следующий вид: рrаеnотеп (личное имя) + nотеn (родовое имя) + cognomen (прозвище, позднее фамильное имя) + (иногда) agnomen (добавочное прозвище), например Publius Cornelius Scipio Africanus Major. В Индии эта формула складывалась из трех (реже более) компонентов: 1-й - в зависимости от гороскопа, 2-й - показатель пола или принадлежность к религиозной секте, 3-й - название касты или вместо него псевдоним; например, имя Рабиндранат Тагор имеет следующие компоненты: Рабиндра (Бог Солнца), Натх (муж), Тхакур (каста землевладельцев) /ЛЭС, 1990: с.36/.
Официальное именование человека в развитом обществе имеет свою формулу имени: определенный порядок следования А. и имен нарицательных (этнонимов, названий родства, специальности, рода занятий, званий, титулов, чинов и т.п.). У большинства народов, населяющих Европу и Америку, в том числе англичан и американцев, исторически сложилась двуименная антропонимическая система - личное имя и фамилия.
... . Определяется понятие социализации ИС. Приводится перечень маркеров повышенной социализации ИС, анализируются факторы, способствующие вхождению ИС в словари. Проводится анализ специфики функционирования АИС в художественном и публицистическом текстах. Освещаются функции АИС в указанных функциональных стилях. В заключении приводятся выводы по всей работе, суммирующие результаты проведенного ...
... пары < существительное – глагол >, < глагол – существительное>. В пределах этих частей речи конверсия выступает как один из наиболее активных способов словообразования в современном английском языке. Однако и здесь активность конверсии не беспредельна. Односложная структура основы способствует образованию от нее слова по конверсии, двусложная структура нейтральна, т.е. не способствует ...
... с целым кругом понятий, а также наполняться символическим, мифологическим, идеологическим или психологическим смыслом. Глава 3. Практическое исследование передачи имён собственных в произведениях классиков англоязычного андеграунда 3.1 Творчество писателей течения «андеграунд» Джека Керуака и Энтони Берджеса Джек Керуак, человек, давший новое направление целому поколению в литературе, ...
... отражает определенное смысловое содержание и реализует коммуникативную задачу высказывания. Следуя данной логике, компаративные идиомы можно рассматривать как особый тип ФЕ, обладающий богатой системой средств выражения степени и сравнения, что позволяет им выступать эффективным средством речевого воздействия в системе дискурса. Компаративные ФЕ со значением усиления, синтаксическая идиоматика, ...
0 комментариев