2. Основные направления и особенности развития культуры Возрождения в отдельных странах
Каждая европейская страна внесла вклад в культуру Возрождения. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу общечеловеческой культуры. Особенности исторического, социально-экономического, политического и духовного развития этих стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них.
То, что культура Возрождения появилась в Италии, было связано с тем, что через нее проходили наиболее важные торговые пути, соединявшие Европу с Азией. Этим был вызван быстрый рост промышленных и портовых городов (Флоренция, Генуя, Венеция, Болония, Лукка и др.), высокий уровень развития ремесел, раннее возникновение мануфактурного производства, увеличение слоя ремесленников, оживление политической жизни городов-республик. Все это способствовало развитию культуры страны. Второй причиной возникновения Возрождения именно здесь было то, что Италия являлась прямой наследницей древней античной культуры, памятников которой в этой стране сохранились больше, чем где-либо. Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины XIII века по первую половину XVI века.
Эпоха Возрождения стала периодом быстрого развития естественных наук. Научные достижения Средневековья были незначительны, и лишь потребности общественного развития обусловили появление естествознания как науки.
В XIII—XIV вв. развитие ремесел, торговли, мореплавания позволило накопить много новых технических знаний, открыть массу механических физических и химических фактов, создать новые инструменты и средства для экспериментирования и познания природы. Расширялись занятия механикой, физикой, астрономией, химией. Изобретались различные механизмы и приспособления для ткачества, металлургии, кораблестроения, производства оружия, горнорудного дела и т.д. Так, в прядильном и ткацком производстве появляются самопрялки, усовершенствованные сукновальные водяные мельницы, горизонтальные ткацкие станки. В металлургическом производстве происходит переход от сыропродутного процесса к доменному, в кузнечном деле — от ручных мехов к мехам, приводимым в действие водяными колесами. В Англии, Германии, Италии, Испании, Нидерландах, Венгрии, Чехии развивалась горнодобывающая промышленность, что также повлекло за собой появление новых технических приспособлений.
Переход к массовому производству очков способствовал расширению стеклошлифовального дела, привел к изобретению подзорной трубы и микроскопа. Географические открытия дали обильный научный материал для метеорологии, зоологии, ботаники, этнографии, астрономии. Наконец, изобретение книгопечатания сыграло огромную роль в распространении научных знаний.
Главной задачей в начальном периоде развития естествознания эпохи Возрождения становится осмысление и обработка огромного эмпирического материала, накопленного к этому времени. То же самое относится и к технике. Исследователи эпохи Возрождения обращаются к наследию античности. Изучаются трактаты, технические энциклопедии, поэмы и т.д. Особое внимание уделяется анализу трудов Архимеда, Аполлония, Тита Лукреция Кара, Витрувия, Диофанта, Демокрита, Аристарха Самосского, Тефраста и др. При этом в новую эпоху естествознание уже коренным образом отличалось от натурфилософии античности. Это было прежде всего обусловлено более высоким уровнем развития производительных сил, техники, новым кругом знаний о природе и человеке, более широким применением эксперимента в исследованиях, а также тем научным наследием, которое оставило Средневековье.
Эпоха Возрождения дала человечеству великие имена и великие открытия в науке. Революционным по своему содержанию и последствиям явилось создание выдающимся польским ученым Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы взамен устаревшей геоцентрической системы К. Птолемея. Это был одновременно удар по самому центру религиозного учения -вопросу о мироздании. Продолжателями дела Коперника (уже за рамками Возрождения) были Иоганн Кеплер (1571—1630) и Галилео Галилей (1564—1642).
Географические открытия, существенно расширив познания человека об окружающем мире, способствовали развитию географии, ботаники, зоологии, геологии, метеорологии. Создавались и уточнялись географические карты, глобусы. Собирался обширный материал для коллекций, составлялись описания растительного и животного мира открываемых земель, начинала зарождаться геология.
Совершенствование техники повлекло за собой развитие физики, механики, оптики. Главное внимание исследователей и изобретателей привлекают проблемы нахождения центра тяжести, падения тел, гидродинамики, гидростатики, теории простых машин. В этих областях успешно работали Леонардо да Винчи, Н. Тарталья, С. Стевин и др.
Развитие астрономии, географии, физики, других наук опиралось на достижения математики. Николай Кузанский (1401—1464) дал представления об иррациональных числах, Дж. Кардано (1501—1576) — о мнимых величинах, Ф. Виет (1540—1603) и М. Штифель (1486—1567) разработали алгебру, Дж. Непер создал первые логарифмические таблицы.
Весьма заметно продвинулась вперед медицина. Под воздействием механики начинается изучение механизма мускульных движений, процесса обмена веществ. В области анатомии трудятся Леонардо да Винчи, Андрей Везалий (1514—1564), создавшие первые анатомические атласы человека. Мигуаэль Сервет (1509—1553) внес большой вклад в исследование системы кровообращения. Вопросами эмбриологии занимался Фабриций (1537—1619). Врач и химик Парацельс (1493—1541) исследовал профессиональные заболевания горнорабочих, а Д. Фракастро (1483—1553) — инфекционные болезни.
Медицина эпохи Возрождения, преодолевая средневековые суеверия, представления «о таинственных силах», якобы лежащих в основе жизнедеятельности живого организма, полунаучные сведения и алхимические вымыслы, наконец становится наукой, опирающейся на всю совокупность достижений естествознания того времени.
Естествознание эпохи Возрождения, опиравшееся на производственную практику и научный эксперимент, сделало значительный прорыв в развитии знаний об окружающем мире и самом человеке. Оно положило начало освобождению от антинаучных догм и воззрений, таких как геоцентризм, сотворение мира и человека, философский камень алхимиков и т.п., хотя этот процесс происходил весьма медленно.
Новые взгляды и учения нередко вступали в противоречие с религиозным мировоззрением, хотя многие научные положения и находились в русле религиозного учения. Развитие науки в целом еще не было всеобъемлющим и систематическим процессом. Вовлечение новых общественных слоев в научную работу было ограниченным, а подлинные ученые того времени творили в условиях лишений и всевозможных препятствий. Затруднена была и деятельность научных организация («академий»). Они не имели достаточных денежных средств, материальной базы и квалифицированных кадров. Несмотря на это наука эпохи Возрождения сделала огромный вклад в развитие человеческого знания.
Величайший прогрессивный переворот в жизни Европы нашел свое воплощение в развитии художественной культуры. Отражая передовые достижения Возрождения, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр и другие виды художественного творчества все более приобретали реалистический характер, проникались светским духом. Освобождение от принципов и норм феодальной художественной культуры породило интерес к человеку, к его мыслям, чувствам, делам. Символика Средневековья уступила место реалистическому, живому, сложному образу человека. Реализм, уходивший своими корнями в народное творчество, был непосредственным выражением опытного познания природы.
Характер и содержание всех перемен новой эпохи разносторонне и образно выразила литература Возрождения. В ней отразился процесс становления национальных языков, протекавший в это время в связи с образованием наций и национальных государств. Гуманизм и национальное самосознание стали почвой, на которой взросли величайшие произведения эпохи, соединившие в себе лучшие народные традиции и наследие античности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. — М., 1971.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М., 1983.
3. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989.
4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М., 1993.
5. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение /Под ред. Ц.Г. Несселыптраус. — М., 1982.
6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. — М., 1984.
XIX. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗЦА
1.Кризис ренессансной культурной модели.
Ставший очевидным уже к началу XVI века внутренний кризис и надвигающийся крах великого культурного эксперимента, задуманного и стремительно проведенного в жизнь в эпоху Ренессанса, породил потребность в поиске иной мировоззренческой модели, иного основания, на котором можно было бы построить единую систему ценностей. Возрожденческий гуманизм, строившийся на постулате безусловной и универсальной ценности самоутверждающейся человеческой индивидуальности, оказался не способен осуществить те беспредельные проекты, которые были выдвинуты им в период своего расцвета.
Гуманистический антропоцентризм ренессансного мышления явился непосредственной реакцией на распад единой теоцентрической картины мира, выработанной средневековьем. Главной целью ренессансного эксперимента было осуществление нового всеобъемлющего культурного синтеза, способного послужить альтернативой утратившему свою жизнеспособность средневековому мировосприятию. Напомним, что в качестве основного инструмента этого синтеза творцами европейского Возрождения была выдвинута идея человека. Именно человек в его изначальной природной сущности был поставлен в центр мироздания как средоточие всех ценностей и смыслов, и именно преломлением всех ценностей и смыслов через человека ренессансное сознание стремилось придать всей системе культуры новое единство. Таким образом, ренессансный гуманизм был ничем иным как попыткой построения единой всеохватывающей системы культурных значений путем абсолютизации и универсализации чисто человеческого начала.
Однако по мере раскрытия возрожденческих идеалов становилась все более ясной внутренняя противоречивость и неоднозначность гуманистической позиции. Сама идея человека, первоначально рассматривавшаяся в сознании Ренессанса как нечто безусловно ясное, самоочевидное, и потому принятая за отправную точку построения всей системы культуры, постепенно утрачивала в европейском сознании определенные очертания. Безусловная ценность гуманистического идеала все чаще ставилась под вопрос. Так ли уж безусловно ценно все, что заложено в человеке? Разве не скрыты в нем не только горние высоты, но и темные глубины? Непременно ли бесконечное, ни чем не ограниченное самоутверждение индивидуальности ведет к творческому взлету, к созидательному порыву, к раскрепощению духа? Разве не может такое самоутверждение с тем же успехом найти воплощение и в преступлении, и в разврате, и в цинизме? Повседневные реалии ренессансной Европы, в кото рых ярко и наглядно обнаруживалась, по удачному выражению А.Ф.Лосева, "оборотная сторона" ренессансного титанического гуманизма (впечатляющая картина этих реалий создана самим А.Ф.Лосевым в книге "Эстетика Возрождения"), подтверждали и усиливали эти сомнения. Весь XVI век прошел в европейской культуре под знаком этих вопросов, под знаком критики и самокритики возрожденческого культурного проекта.
Пожалуй, наиболее яркие иллюстрации дает в этом отношении искусство. Мучительные сомнения об истинной природе человека, его месте в мироздании и его предназначении составляют главное содержание величайших созданий европейской литературы шестнадцатого столетия - трагедий Шекспира (1564-1616), прозы М.Сервантеса (1547-1616) и Ф.Рабле (1494-1553), поздней лирики П.Ронсара (1524-1585) и Ж.Дю Белле(1522-1560). Особенно остро переживание кризиса возрожденческого индивидуализма в знаменитых трагедиях Уильяма Шекспира- "Гамлете", "Макбете", "Короле Лире". Неизбежная гибель безгранично самоутверждающегося индивидуума, неожиданно для самого себя оказывающегося игрушкой таившихся в нем и внезапно отпущенных им на свободу смертоносных страстей - таков главный сюжет шекспировской трагики, на разные лады варьируемый в судьбах ее героев. Стоит обратить внимание и на то, что через все творчество Шекспира проходит тема неопределенности, непрозрачности человеческой природы, нашедшая сильнейшее воплощение в "Гамлете". Шекспировский человек не в силах осознать сам себя и сам для себя остается загадкой. Все казавшиеся очевидными истины ускользают от него, он утрачивает опору и в этой страшной неопределенности рано или поздно гибнет. Что же такое человек и где основа его достоинства? Не есть ли он, говоря словами Лира, "не более как бедное голое двуногое животное"? Уже сам тот факт, что подобный вопрос мог быть задан, свидетельствует о разложении ценностей Возрождения. Недаром атмосфера катастрофы, царящая в драмах Шекспира, тесно связана с переживанием какого-то исторического слома. "Распалась связь времен", - эти слова Гамлета очень точно характеризуют общую духовную ситуацию эпохи.
Те же сомнения характерны и для философии шестнадцатого века. Наиболее наглядным примером здесь может послужить французский мыслитель Мишель Монтень (1533-1592). Основной пафос его знаменитых "Опытов" - это отрицательный пафос скептицизма. В "Опытах" проводится своего рода философский эксперимент. Монтень стремится исследовать реальное значение человека, мысленно ставя его в ситуацию, когда он лишен всяких внешних опор и может рассчитывать только на свои собственные силы и способности. Результаты этого монтеневского эксперимента весьма неутешительны. Как в познании, так и в действии человек повсюду наталкивается на преграду, повсюду обнаруживает свою принципиальную ограниченность. Человек несовершенен, и удел человека - вечное сознание собственного несовершенства. Монтень открыто полемизирует с гуманистической позицией, всячески подчеркивая бессилие, слабость и ничтожество человеческого существа. "Не смешно ли, - восклицает он, - что это ничтожное и жалкое создание, которое не в силах даже управлять собой и предоставлено ударам всех случайностей, объявляет себя властелином и владыкой Вселенной, малейшей частицы которой оно даже не в силах познать, не то что повелевать ею!" Монтеневский скепсис в отношении претензий гуманизма весьма показателен; не менее симптоматично и то, что его многочисленные попытки найти для человека какую-то другую опору не приводят к определенному результату. Как и в искусстве, в философии XVI века все более остро ощущается потребность в смене ориентиров, в выработке нового мировоззрения, построенного на совершенно иных основаниях, нежели мировоззрение гуманистов. Примеры, свидетельствующие о кризисе возрожденческого гуманизма, можно было бы множить, но сказанного уже достаточно, чтобы зафиксировать возобладавшую в развитии европейской культуры во второй половине шестнадцатого века общую тенденцию к отказу от гуманистического антропоцентризма и к поиску новой модели культуры. Складывание этой новой модели представляет собой чрезвычайно сложный и многомерный процесс, составивший главное содержание эволюции культурного самосознания Европы на протяжении всего следующего столетия. Перед лицом крушения идеалов Возрождения европейское сознание должно было сделать другой выбор.
Осознав, что возвещавшийся гуманистами универсальный культурный синтез не удался, европейская культура встала перед дилеммой. Следовало либо искать новое основание синтеза, новый универсальный принцип, либо вовсе отказаться от поиска такого принципа и от попыток найти для всей совокупности культурных значений единое основание. После той критической работы, которая была проделана в XVI веке, первое решение представлялось неосуществимым, и разочарование в гуманизме все более явно подталкивало западную культуру ко второму. Это второе решение, в конце концов и определившее характер нового культурного образца, состояло в переориентации с поиска единого общего основания всех типов культурной деятельности на поиск автономного внутреннего основания каждой из них в отдельности. Именно с таким отказом от некоего принципиального содержательного единства картины мира связано начало новой эпохи в истории европейской культуры - настолько новой, что в школьной истории за ней закрепилось наименование "Новое время".
... мира, историю и закономерности их функционирования и развития; 3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации. 2. Сущность, структура и функции культуры. Если рассмотреть этимологию, т.е. выяснить происхождение, термина «культурология», мы увидим в нем два взаимодополняющих слова «культура» и «логия». «Логия» в переводе с древнегреческого означает ...
... их с учетом гендерной дифференциации позволит найти формы, отражающие символы женского опыта, формируя тем самым гендерную поэтику. В ряду теоретических проблем, составляющих гендерный аспект литературоведения, важнейшее значение имеет вопрос о типологии женской прозы. Типология творчества писателей женщин может быть выстроена на разных основаниях, но нас в данном случае интересует проблема ...
... развития культурологии Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции , целью которой является создание типологии культур ( их классификация ) , с конца ХIХ века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки , которая рассматривает духовные и материальные продукты деятельности как носители символической информации о данной культуре . Следуя обычной ...
... мысли способна стать методологическим источником для теоретического исследования понятия традиции. Традиция русской философии как методологический источник теоретического осмысления понятия традиции Мы предлагаем рассматривать понятие традиции в перспективе проблематики самоорганизации человека, понимая последнюю как синергию природы и свободы в продуцировании общественной связи людей. Традиция ...
0 комментариев